Демографическая политика в Орловской области

29 июня 2014 г.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденций динамики его численности и структуры. Проблемы демографической ситуации последние годы актуальны для России.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 была утверждена Концепция демографической политики на период до 2025 года.

В ней определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. В целях исполнения Концепции принят ряд федеральных законов,  направленных на решение задач в сфере демографии. Среди них: выплата материнского капитала, пособия на ребенка, размер которого постоянно возрастает, многодетным семьям выделяются земельные участки для строительства  жилых домов и др.

С целью улучшения демографической ситуации на Орловщине принимаются и реализуются областные законы и долгосрочные целевые программы, благодаря чему выплачивается областной материнский капитал за рождение третьего ребенка и другие пособия.

В минувшем году на безусловное исполнение положений концепции была направлена деятельность всех институтов власти на Орловщине, в том числе и Уполномоченного по правам ребенка.

Анализируя основные демографические показатели за истекший год, следует отметить, что пока не удалось переломить негативную тенденцию сокращения общей численности населения. С 2000 года наблюдается её снижение, при этом численность городского населения растет, сельского – сокращается.

Годы

Все население (чел.)

В общей численности населения (в процентах)

городское

сельское

2000

884269

63

37

2001

876672

63

37

2002

867553

63

37

2003

858312

64

36

2004

847051

64

36

2005

835165

64

36

2006

822096

65

35

2007

811389

65

35

2008

805207

65

35

2009

798855

65

35

2010

793144

65

35

2011

785592

65

35

2012

871281

66

34

2013

775826

66

34

В общей численности населения области в 2013 году мужчины составляли 349828 человек (45 % всего населения), женщины соответственно 425998 (55% от общего числа жителей).

Число детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет в минувшем году составило 149582 человек ( в 2012 год соответственно 151718 человек).

По возрастным группам это выглядело следующим образом.

 

0-4 года

5-9 лет

10-14 лет

15-19 лет

2012

40 117

35 651

33 231

42 719

2013

41 081

36 135

33 620

38 746

 

При этом число жителей в возрасте моложе трудоспособного за последний год несколько возросло (с 116365 в 2012, до 117472 в 2013 годах).

В области отмечается определенная стабилизация рождаемости:

Годы

Число рожденных

2010

8687

2011

6204

2012

8718

2013

8710

Из общего числа родившихся в 2013 году:  92-двойни, 1-тройня. Максимальное число детей 719 родители женщины  в возрасте 26 лет,  14 лет -5, 15 лет-3; 16лет-32; 17лет -80. Самой старшей из родивших 47 лет.

Кроме естественного движения на Орловщине значительное влияние на численность населения оказывает миграция.

Миграция - всего

Январь – ноябрь 2012 г.

Январь – ноябрь 2013 г.

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост (+) снижение
(-)

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост (+) снижение
(-)

19833

21097

-1264

19064

20747

-1683

 

Основным направление демографической политики в области в 2013 году стали – стимулирование рождаемости, снижение младенческой и общей смертности населения, социальная поддержка многодетных семей и одиноких родителей, представителей старшего поколения, предотвращение ДТП, сопровождающихся гибелью людей.

За январь – ноябрь минувшего года в целом удалось несколько сократить младенческую смертность в Орловской области.

 

Число детей, умерших в возрасте до 1 года

 

Человек

На 1000 родившихся

 

2013

2012

прирост (+) снижение
(-)

2013

2012

2013 г.
в %
к 2012 г.

Орловская область

68

82

-14 (2013в % к 2012 – 82,9)

8,6

10,5

81,9

Центральный Федеральный Округ

3062

3117

-55 (98,2%)

7,6

8,0

95,0

Российская Федерация

14234

14856

-622 (95,8%)

8,2

8,8

93,2

Данные Росстата свидетельствуют, что, несмотря на реальные подвижки, общий уровень младенческой смертности несколько выше показателей России в целом и ЦФО, хотя он и стал за 9 месяцев 2013 году самым низким в округе.

Одной из причин высокого показателя смертности является то, что Россия с января 2012 года, в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения, перешла на новые стандарты регистрации новорожденных весом 500 граммов, начиная с 22-й недели беременности (первые сутки). Ранее родившиеся живыми с массой тела от 500 до 999 грамм подлежали регистрации как живорожденные в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения. По данным облздрава за 11 месяцев 2013 года родились живыми 27 детей с экстремально низкой массой тела, из них удалось выходить 10 новорожденных.

Другими причинами младенческой смертности детей до 1 года являлись врожденные аномалии, травмы и т. д.

За 11 месяцев 2013 года количество умерших несовершеннолетних в возрасте до 17 лет составило 30 человек, из них 17 – в результате несчастных случаев (4 – отравление угарным газом, 5 – утопление, 5 – в результате ДТП, 2 – падение с высоты, 1 – суицид.

В смерти детей в возрастной группе от 1 до 7 лет зачастую виновны родители. По их недосмотру дети гибли при пожарах, в дорожно-транспортных происшествиях, на воде, вследствие падения с высоты и др.

В отдельных случаях причинами их гибели детей стало нарушение их прав из-за халатного отношения должностных лиц к исполнению своих обязанностей. Наиболее жутким подобным случаем стала гибель двух малолетних мальчишек в Ливенском районе. По каждому подобному факту проводились соответствующие проверки правоохранительными органами, в отдельных случаях возбуждались уголовные дела.

Уполномоченный постоянно держал на контроле ход расследования каждого из этих дел, неоднократно через СМИ обращался к родителям, опекунам, воспитателям, должностным лицам учреждений, органов власти всех уровней с призывом усилить бдительность, внимание, контроль за детьми и подростками с целью обеспечения их безопасности.

Для детей старшего возраста, кроме названных выше причин гибели и смертей от заболеваний, характерны суициды.

За январь – ноябрь 2013 года следственными органами области было рассмотрено 15 сообщений по фактам попыток суицида несовершеннолетних. Во всех указанных случаях летальный исход был предотвращен.

Возбуждено 1 уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), по факту самоубийства через повешение несовершеннолетней жительницы Малоархангельского района. В настоящее время уголовное дело прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – отсутствие события преступления. Причинной стала неразделенная любовь. В канун нового года аналогичный случай имел место в Колпнянском районе. Данная ситуация стала предметом детального рассмотрения на совместном заседании Детского и Общественно-экспертного советов при Уполномоченном по правам ребенка, состоявшемся в декабре минувшего года. На заседание были приглашены представители органов образования, здравоохранения, охранов правопорядка, общественных формирований. Был проведен глубокий анализ причин, побуждающий подростков к добровольному уходу из жизни. Практика показывает, что ими, как правило, являются: неразделенная любовь, конфликты с окружающими и одиночество. Дети, лишенные внимания со стороны родителей, опекунов, педагогов, психологов остаются со своими проблемами наедине, подвергаясь риску стать жертвами или носителями криминальной субкультуры, быть вовлеченными в совершение правонарушений и преступлений.

Также на суицидальное поведение детей влияют нарушения законодательства в сфере защиты их прав и законных интересов. Эту тему в конце года детально обсудили с участием Уполномоченного по правам ребенка на совместном заседании общественных советов УСК РФ и УМВД по Орловской области.

По всем фактам попыток детского суицида правоохранительными органами обязательно проводятся проверки. При любом намеке на то, что ребенка подтолкнули к последнему шагу, возбуждаются уголовные дела по статье 110 УК РФ – доведение до самоубийства. Однако дела подобной категории в суд практически не направляются. Если дело и доходит, то почти никогда не заканчивается для обвиняемых реальным сроком.

Анализ, постоянно осуществляемый Аппаратом Уполномоченного показывает, что значительная часть детей, совершивших попытки самоубийства, нуждалась не только в помощи социального педагога или психотерапевта, но и во вмешательстве в их жизнь полицейских органов профилактики преступлений несовершеннолетних.

В области остро ощущается недостаток центров психолого-педагогической помощи и центров экстренной помощи населению. Их по-прежнему катастрофически мало.

Ситуация требует экстренной проработки вопроса о необходимости принятия мер к обеспечению всех общеобразовательных учреждений специалистами в области возрастной или педагогической психологии, способными выявлять и предупреждать суицидальные настроения детей.

Ввиду необходимости коренного изменения отношения региональных властей к проблемам детей СКР внесено предложение включить в перечень показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации количество суицидов, совершенных детьми, зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, а также долю расторгнутых браков, в которых есть малолетние дети. Уполномоченный по правам ребенка в области поддерживает данную инициативу.

Анализ демографических процессов, протекающих в области, свидетельствует о возможности постепенного сокращения рождаемости. Этому есть несколько причин:

  • снижение численности женщин репродуктивного возраста;
  • увеличение численности населения старше трудоспособного возраста;
  • необеспеченность дошкольными образовательными учреждениями становится весьма серьезным поводом для одиноких женщин отказаться от ребенка. Если учесть, что ежегодно у одиноких матерей рождается около 3 тысяч детей, для демографии нашей области эта цифра внушительна;
  • отсутствие жилья;
  • малообеспеченность, бедность семей, в том числе многодетных и с детьми-инвалидами.

В этой связи Правительством области разработан комплекс административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, направленных в первую очередь:

  • на государственную поддержку семей с детьми, улучшение качества жизни населения (пожилых и нетрудоспособных граждан);
  • увеличение рождаемости, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, снижение количества абортов;
  • обеспечение занятости;
  • доступность образования, здравоохранения;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • увеличение миграционного населения из других регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Уполномоченный считает, что реализация соответствующих федеральных и областных программ должна привести к стабилизации численности населения региона.