Демографическая политика в Орловской области
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденций динамики его численности и структуры. Проблемы демографической ситуации последние годы актуальны для России.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 была утверждена Концепция демографической политики на период до 2025 года.
В ней определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. В целях исполнения Концепции принят ряд федеральных законов, направленных на решение задач в сфере демографии. Среди них: выплата материнского капитала, пособия на ребенка, размер которого постоянно возрастает, многодетным семьям выделяются земельные участки для строительства жилых домов и др.
С целью улучшения демографической ситуации на Орловщине принимаются и реализуются областные законы и долгосрочные целевые программы, благодаря чему выплачивается областной материнский капитал за рождение третьего ребенка и другие пособия.
В минувшем году на безусловное исполнение положений концепции была направлена деятельность всех институтов власти на Орловщине, в том числе и Уполномоченного по правам ребенка.
Анализируя основные демографические показатели за истекший год, следует отметить, что пока не удалось переломить негативную тенденцию сокращения общей численности населения. С 2000 года наблюдается её снижение, при этом численность городского населения растет, сельского – сокращается.
Годы | Все население (чел.) | В общей численности населения (в процентах) | |
городское | сельское | ||
2000 | 884269 | 63 | 37 |
2001 | 876672 | 63 | 37 |
2002 | 867553 | 63 | 37 |
2003 | 858312 | 64 | 36 |
2004 | 847051 | 64 | 36 |
2005 | 835165 | 64 | 36 |
2006 | 822096 | 65 | 35 |
2007 | 811389 | 65 | 35 |
2008 | 805207 | 65 | 35 |
2009 | 798855 | 65 | 35 |
2010 | 793144 | 65 | 35 |
2011 | 785592 | 65 | 35 |
2012 | 871281 | 66 | 34 |
2013 | 775826 | 66 | 34 |
В общей численности населения области в 2013 году мужчины составляли 349828 человек (45 % всего населения), женщины соответственно 425998 (55% от общего числа жителей).
Число детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет в минувшем году составило 149582 человек ( в 2012 год соответственно 151718 человек).
По возрастным группам это выглядело следующим образом.
| 0-4 года | 5-9 лет | 10-14 лет | 15-19 лет |
2012 | 40 117 | 35 651 | 33 231 | 42 719 |
2013 | 41 081 | 36 135 | 33 620 | 38 746 |
При этом число жителей в возрасте моложе трудоспособного за последний год несколько возросло (с 116365 в 2012, до 117472 в 2013 годах).
В области отмечается определенная стабилизация рождаемости:
Годы | Число рожденных |
2010 | 8687 |
2011 | 6204 |
2012 | 8718 |
2013 | 8710 |
Из общего числа родившихся в 2013 году: 92-двойни, 1-тройня. Максимальное число детей 719 родители женщины в возрасте 26 лет, 14 лет -5, 15 лет-3; 16лет-32; 17лет -80. Самой старшей из родивших 47 лет.
Кроме естественного движения на Орловщине значительное влияние на численность населения оказывает миграция.
Миграция - всего | Январь – ноябрь 2012 г. | Январь – ноябрь 2013 г. | ||||
Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост (+) снижение | Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост (+) снижение | |
19833 | 21097 | -1264 | 19064 | 20747 | -1683 |
Основным направление демографической политики в области в 2013 году стали – стимулирование рождаемости, снижение младенческой и общей смертности населения, социальная поддержка многодетных семей и одиноких родителей, представителей старшего поколения, предотвращение ДТП, сопровождающихся гибелью людей.
За январь – ноябрь минувшего года в целом удалось несколько сократить младенческую смертность в Орловской области.
| Число детей, умерших в возрасте до 1 года | |||||
| Человек | На 1000 родившихся | ||||
| 2013 | 2012 | прирост (+) снижение | 2013 | 2012 | 2013 г. |
Орловская область | 68 | 82 | -14 (2013в % к 2012 – 82,9) | 8,6 | 10,5 | 81,9 |
Центральный Федеральный Округ | 3062 | 3117 | -55 (98,2%) | 7,6 | 8,0 | 95,0 |
Российская Федерация | 14234 | 14856 | -622 (95,8%) | 8,2 | 8,8 | 93,2 |
Данные Росстата свидетельствуют, что, несмотря на реальные подвижки, общий уровень младенческой смертности несколько выше показателей России в целом и ЦФО, хотя он и стал за 9 месяцев 2013 году самым низким в округе.
Одной из причин высокого показателя смертности является то, что Россия с января 2012 года, в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения, перешла на новые стандарты регистрации новорожденных весом 500 граммов, начиная с 22-й недели беременности (первые сутки). Ранее родившиеся живыми с массой тела от 500 до 999 грамм подлежали регистрации как живорожденные в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения. По данным облздрава за 11 месяцев 2013 года родились живыми 27 детей с экстремально низкой массой тела, из них удалось выходить 10 новорожденных.
Другими причинами младенческой смертности детей до 1 года являлись врожденные аномалии, травмы и т. д.
За 11 месяцев 2013 года количество умерших несовершеннолетних в возрасте до 17 лет составило 30 человек, из них 17 – в результате несчастных случаев (4 – отравление угарным газом, 5 – утопление, 5 – в результате ДТП, 2 – падение с высоты, 1 – суицид.
В смерти детей в возрастной группе от 1 до 7 лет зачастую виновны родители. По их недосмотру дети гибли при пожарах, в дорожно-транспортных происшествиях, на воде, вследствие падения с высоты и др.
В отдельных случаях причинами их гибели детей стало нарушение их прав из-за халатного отношения должностных лиц к исполнению своих обязанностей. Наиболее жутким подобным случаем стала гибель двух малолетних мальчишек в Ливенском районе. По каждому подобному факту проводились соответствующие проверки правоохранительными органами, в отдельных случаях возбуждались уголовные дела.
Уполномоченный постоянно держал на контроле ход расследования каждого из этих дел, неоднократно через СМИ обращался к родителям, опекунам, воспитателям, должностным лицам учреждений, органов власти всех уровней с призывом усилить бдительность, внимание, контроль за детьми и подростками с целью обеспечения их безопасности.
Для детей старшего возраста, кроме названных выше причин гибели и смертей от заболеваний, характерны суициды.
За январь – ноябрь 2013 года следственными органами области было рассмотрено 15 сообщений по фактам попыток суицида несовершеннолетних. Во всех указанных случаях летальный исход был предотвращен.
Возбуждено 1 уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), по факту самоубийства через повешение несовершеннолетней жительницы Малоархангельского района. В настоящее время уголовное дело прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – отсутствие события преступления. Причинной стала неразделенная любовь. В канун нового года аналогичный случай имел место в Колпнянском районе. Данная ситуация стала предметом детального рассмотрения на совместном заседании Детского и Общественно-экспертного советов при Уполномоченном по правам ребенка, состоявшемся в декабре минувшего года. На заседание были приглашены представители органов образования, здравоохранения, охранов правопорядка, общественных формирований. Был проведен глубокий анализ причин, побуждающий подростков к добровольному уходу из жизни. Практика показывает, что ими, как правило, являются: неразделенная любовь, конфликты с окружающими и одиночество. Дети, лишенные внимания со стороны родителей, опекунов, педагогов, психологов остаются со своими проблемами наедине, подвергаясь риску стать жертвами или носителями криминальной субкультуры, быть вовлеченными в совершение правонарушений и преступлений.
Также на суицидальное поведение детей влияют нарушения законодательства в сфере защиты их прав и законных интересов. Эту тему в конце года детально обсудили с участием Уполномоченного по правам ребенка на совместном заседании общественных советов УСК РФ и УМВД по Орловской области.
По всем фактам попыток детского суицида правоохранительными органами обязательно проводятся проверки. При любом намеке на то, что ребенка подтолкнули к последнему шагу, возбуждаются уголовные дела по статье 110 УК РФ – доведение до самоубийства. Однако дела подобной категории в суд практически не направляются. Если дело и доходит, то почти никогда не заканчивается для обвиняемых реальным сроком.
Анализ, постоянно осуществляемый Аппаратом Уполномоченного показывает, что значительная часть детей, совершивших попытки самоубийства, нуждалась не только в помощи социального педагога или психотерапевта, но и во вмешательстве в их жизнь полицейских органов профилактики преступлений несовершеннолетних.
В области остро ощущается недостаток центров психолого-педагогической помощи и центров экстренной помощи населению. Их по-прежнему катастрофически мало.
Ситуация требует экстренной проработки вопроса о необходимости принятия мер к обеспечению всех общеобразовательных учреждений специалистами в области возрастной или педагогической психологии, способными выявлять и предупреждать суицидальные настроения детей.
Ввиду необходимости коренного изменения отношения региональных властей к проблемам детей СКР внесено предложение включить в перечень показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации количество суицидов, совершенных детьми, зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, а также долю расторгнутых браков, в которых есть малолетние дети. Уполномоченный по правам ребенка в области поддерживает данную инициативу.
Анализ демографических процессов, протекающих в области, свидетельствует о возможности постепенного сокращения рождаемости. Этому есть несколько причин:
- снижение численности женщин репродуктивного возраста;
- увеличение численности населения старше трудоспособного возраста;
- необеспеченность дошкольными образовательными учреждениями становится весьма серьезным поводом для одиноких женщин отказаться от ребенка. Если учесть, что ежегодно у одиноких матерей рождается около 3 тысяч детей, для демографии нашей области эта цифра внушительна;
- отсутствие жилья;
- малообеспеченность, бедность семей, в том числе многодетных и с детьми-инвалидами.
В этой связи Правительством области разработан комплекс административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, направленных в первую очередь:
- на государственную поддержку семей с детьми, улучшение качества жизни населения (пожилых и нетрудоспособных граждан);
- увеличение рождаемости, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, снижение количества абортов;
- обеспечение занятости;
- доступность образования, здравоохранения;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- увеличение миграционного населения из других регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Уполномоченный считает, что реализация соответствующих федеральных и областных программ должна привести к стабилизации численности населения региона.