О некоторых вопросах интеграции в российское общество лиц, приобретших гражданство российской Федерации, соблюдения прав их детей

13 августа 2014 г.

После известных событий, имевших место в 2013 году в Москве, и повлекших за собой осложнения в межнациональных отношениях, Управлениями УФМС и МВД по Орловской области были предприняты меры по проверке законности пребывания на территории области мигрантов из ближнего зарубежья.

Значительная  их число интегрировалась в жизнь Орловщины, получив гражданство РФ, их дети обучаются в учебных заведениях области, получают социальную поддержку. Однако, за минувший год к Уполномоченному  поступило 22 обращения от данной категории граждан  с просьбами об оказании помощи в приобретении российского гражданства, получения паспортов.

Их рассмотрение показало, что достаточное большое число граждан государств бывшего СССР проживают на территории области не имея гражданства РФ, мер по легализации своего пребывания не предпринимают, органы местного самоуправления при этом соответствующих действий, определенных законом, также не осуществляют.

Особенно остро эти проблемы стоят в Новосильском, Залегощенском, Краснодарском районах, оттуда поступило больше всего заявлений. Уполномоченный обращался к руководству Управления ФМС России по Орловской области с просьбой осуществить мониторинг процесса интеграции  в российское общество лиц, приобретших гражданство РФ и компактно проживающих на территории вышеуказанных муниципальных образований.

Он был проведен в октябре 2013 года в Новосильском и Залегощенском районах, где компактно проживают значительное число граждан курдской национальности, прибывших в Россию. При этом особое внимание было уделено изучению уровня жизни мигрантов, их осознания культурных и религиозных традиций принимающего общества, владения русским языком и знания норм российского законодательства, доступа к социальным благам.

При проведении  мониторинга были подготовлены и направлены запросы в общеобразовательные учреждения Новосильского и Залегощенского районов, организован выезд и проведено анкетирование сотрудниками Управления УФМС РФ в населенных пунктах, где наблюдался рост численности курдского населения. Проведены встречи  поселковых администраций муниципальных образований с религиозными лидерами общины.

В ходе анкетирования были опрошены в основном граждане старше 35 лет, имеющие семьи. Установлено, что после переезда в Россию они довольно легко приспособились к местной жизни, в общении с коренным населением трудностей не испытывают. В решении бытовых проблем прибегают к помощи родственников и соотечественников, реже обращаются к местным жителям. Более половины опрошенных имеют среднее образование, остальные неполное среднее, либо начальное. С основными положениями законов Российской Федерации         знакомы только 18 % граждан, остальные имеют         слабое представление о законодательстве страны своего пребывания. Мужчины заняты в сфере сельского хозяйства и строительства (разнорабочие), женщины, как правило, не работают.

Отношение местных жителей к представителям другой национальности и вероисповедания оценивают как положительное.

В результате мониторинга установлено, что первые мигранты-курды приехали в Россию в 90-х годах. В Орловской области им были предложены работа и жилье. Как правило, семьи курдов большие, многодетные. Поэтому в дальнейшем сюда стали приезжать их родственники, которые приобретали российское гражданство и оставались в нашей стране на постоянное жительство. Взрослые члены семей частично трудоустроены, мужчины предпочитают работать за пределами области, главным образом в Москве, женщины занимаются домашним хозяйством. В основном выращивают сельскохозяйственную продукцию и скот, от продажи получают средства для существования. Необходимо отметить, что численность курдского населения на территории некоторых сельских поселений уже превышает численность русскоязычного населения. Так, например, на территории Зареченского сельского поселения данный показатель составляет 53,87 % общего населения.

Дети бывших мигрантов посещают школы и детские сады. При этом  некоторых сельских поселениях количество учеников из числа некоренного населения превышает коренное (Зареченское с/п, Нижне-Залегощенское с/п - 71% от общего количества учеников, Красненское с/п        65% от общего количества учеников). Стоит отметить, что  в семьях мигрантов обучению детей должного внимания не уделяется, либо в силу своей неграмотности родители не могут оказать помощь в постижении наук на должном уровне. Библиотеки дети-мигранты не посещают. В быту общаются на национальном языке.

Курдские семьи стараются держаться сплоченно, живут компактно и замкнуто, сохраняют самобытность и придерживаются своих национальных традиций. Обычаи местного населения не поддерживают. Курды стараются поддерживать мирные отношения с соседями и односельчанами. Коренные жители относятся к представителям других национальностей терпимо. Конфликты возникают чаще всего на бытовой почве, но не на межнациональной.

В д. Васильевка Залегощенского района проживает представитель курдской национальности Мамат оглы Мамат Бакирович, выполняющий обязанности муллы и пользующийся авторитетом среди соотечественников. Кроме совершения религиозных обрядов, мулла участвует в предотвращении и ликвидации конфликтных ситуаций, в воспитании молодого поколения, в урегулировании семейно-бытовых отношений. В д. Васильевка имеется место для захоронения мусульман.

Уполномоченный считает, что итоги проведенного мониторинга должны заставить органы местного самоуправления действовать в строгом соответствии с законодательством при приеме мигрантов, их легализации.

С учетом того, что в отдельных поселениях наблюдается рост численности поселения данной категории, необходимо постоянно искать способы предотвращения возможных конфликтов с местным населением, используя для этих целей возможности религиозных лидеров, лидеров общин и т. д.

С учетом низкого уровня знания мигрантами русского языка, основных положений законодательства РФ, отсутствия у многих пребывающих желания к социальной и культурной адаптации, необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на коренное изменение подобного отношения к языку и традициям региона их теперешнего проживания, вовлекая в эту работу широкие слои российской интеллигенции, хозяйственных руководителей, авторитетных людей, представителей органов власти, силовых структур.