О необходимости продвижения современных механизмов защиты прав ребенка в контексте формирования семейной политики Российской Федерации

14 ноября 2011 г.

«Наша политика в области детства базируется на
общепринятых международных нормах. Декларация
прав ребенка, утвержденная Ассамблеей Организаций
Объединенных Наций, провозгласила, что
«человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно
имеет». А Конвенция о правах ребенка установила
приоритетность интересов детей перед интересами
общества и государства».
Д.А.Медведев
(Из послания Президента РФ Федеральному Собранию
Российской Федерации)

С целью разработки и внедрения современных механизмов защиты прав и законных интересов ребенка и в целях формирования более эффективной государственной семейной политики Российской Федерации, основываясь на принципах прав, свобод, законных интересов детей, провозглашенных Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством Ассоциацией уполномоченных по правам ребенка в РФ, постоянно мониторится положительный опыт работы Уполномоченных в субъектах Федерации, органов государственной власти, местного самоуправления, ведомств и учреждений, вырабатываются предложения по улучшению положения семей с несовершеннолетними детьми. Они направляются Президенту РФ Д.А.Медведеву, в его Администрацию, Правительство страны, палаты Федерального собрания РФ, руководителям субъектов Федерации.

В частности: Ассоциация уполномоченных добивается

в области законодательства:

- необходимости присоединения к многосторонним международным соглашениям, закрепляющим дополнительные гарантии по защите прав ребенка, в частности, ратифицировать Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;

- продолжения работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части обеспечения права детей на защиту от любых форм жестокого обращения, насилия, эксплуатации и иных видов ненадлежащего обращения.

С этой целью следует в первоочередном порядке:

1.Разработать и принять Федеральный Закон «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»;

2.Внести изменения в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в виде специальной статьи «О защите детей от насилия, жестокого обращения и эксплуатации»;

3.Дополнить статью 242 КУ РФ («Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних») нормой, предусматривающей ответственность за запрос и просмотр таких материалов в Интернете. Скачивание детской порнографии на персональный компьютер, передачу ее по почте, распространение Интернет-ресурсов, размещающих порнографические изображения несовершеннолетних;

4.Внести в Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» следующие изменения, касающиеся расширения перечня категории лиц, направляемых в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП), а также перечня правовых оснований помещения несовершеннолетних в указанные Центры, а именно:

- дополнить п.2 ст.22 Закона следующим содержанием: «… безнадзорные беспризорные подростки с целью профилактики правонарушений, сохранения жизни и здоровья несовершеннолетних, обеспечения их дальнейшего жизнеустройства»;

- в качестве правового основания помещения несовершеннолетних (ЦВСНП) дополнить п.3 ст.22 указанием на «решение территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении подростков, неоднократно привлекавшихся к административной ответственности»;

- изложить первый абзац п.6 ст. 22 в следующей редакции: «несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для организации профилактической работы с ними и их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:..» - рассмотреть возможность помещения в ЦВСНП для оказания медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних. Находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, которые в настоящее время не подлежат помещению в ЦВСНП согласно Приказу МВД СССР №325 от 14.10.1981, и обеспечить создание необходимых условий для содержания в Центе указанной категории несовершеннолетних;

5.Внести в ст.31, ст.83 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.292 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения направленные на введение прямого запрета на выселение несовершеннолетних детей без предоставления другого жилого помещения;

6.Внести в ст.28 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение, уточнив, что «за несовершеннолетних, не достигнувших четырнадцати лет (малолетних), сделок, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от имени только их родители, усыновители или опекуны», после слова «родители» дополнить «родитель».

7.С целью обеспечения прав ребенка на содержание принять комплекс мер законодательного характера:

7.1 учредить Государственный алиментный фонд;

7.2 установить минимальный размер алиментов на детей не ниже определенного законом прожиточного минимума при взыскании алиментов как в долях к заработку, так и в твердой денежной сумме;

7.3 продлить да достижения 23 лет период уплаты алиментов на детей, обучающихся в образовательных учреждениях всех типов по очной форме обучения и не имеющих самостоятельного заработка;

7.4 дополнить статью 17.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нормой об установлении административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов без признаков уголовно наказуемого злостного уклонения;

7.5 в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»:

- расширить перечень ограничений о отношении должников, в том числе путем установления запрета на совершение сделок с имуществом, требующих государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов;

*при отсутствии задолженности по алиментным выплатам определить возможность окончания исполнительного листа по месту работы должника не ранее осуществления первой выплаты взыскателю;

- при окончании исполнительного производства в связи с направлением по территориальности сохранять наложенные ранее ограничения в отношении должника;

7.6 в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «Об исполнительном производстве»:

- для лиц, имеющих задолженность по выплате алиментов, предусмотреть возможность взаимозачета задолженности и оформления в собственность несовершеннолетнего части единственного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности должнику, если он не располагает иным имуществом, на которое могло бы быть обращено взыскание, не имеет источников дохода, не принимает мер к трудоустройству в течение определенного времени;

7.7 в Уголовном кодексе Российской Федерации внести следующие изменения в статью157:

-дополнить квалифицирующими признаками, позволяющими уточнить условия наступления уголовной ответственности;

- установить злостность уклонения от уплаты алиментов;

- установить минимальный размер задолженности в долях или в процентах от невыплаченной суммы задолженности, которую должник обязан погасить в течение определенного периода, чтобы избежать уголовной ответственности;

- предусмотреть привлечение к уголовной ответственности граждан за злостное уклонение от уплаты алиментов, независимо от оснований возбуждения исполнительного производства (исполнительный лист, судебный приказ или нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов);

- дополнить санкцией в виде принудительного привлечения к труду злостных неплательщиков с отчислением денежных средств на счет детей;

- обратить внимание Федеральной службы судебных приставов России, Министерства внутренних дел России, Федеральной службы исполнения наказаний РФ, налоговых органов, на необходимость разработки мер обеспечения прав детей на алиментные выплаты со стороны родителей;

- предложить Федеральной службе судебных приставов выделить в своей структуре подразделения, специализирующиеся на ведении исполнительных производств, касающихся имущественных, личных имущественных и иных прав и законных интересов несовершеннолетних.

8.Ввести в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» понятие «закрепленное жилое помещение», а также установить запрет на закрепление за детьми указанной категории жилых помещений, в которых остаются родители, лишенные родительских прав, или жилых помещений, не соответствующих существующим нормам.

9.Урегулировать в Федеральном законодательства патронатную форму жизнеустройства детей.

10.Укрепить на Федеральном уровне разработку и утверждение программы подготовки кандидатов в опеку, приемные родители, обеспечив ее финансирование в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

11.Дополнить статью 4 Федерального закона от 05.04.2003г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» положением о том, что в расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина не включается пособие, выплачиваемое органами опеки и попечительства на содержание подопечного.

12.В проекте нового ФЗ «Об образовании» особое внимание обратить на установление дополнительных правовых гарантий реализации права детей на дошкольное воспитание и образование.

 

В области формирования государственной семейной политики и государственной политики в интересах детей:

- продолжить совершенствование государственной политики, направленной на обеспечение государственных гарантий социальной поддержки детей- сирот детей, оставшихся без попечения родителей, поощрять развитие региональных моделей постинтернатного сопровождения детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

- поддерживать развитие образования в Российской Федерации, предотвращающего дискриминацию в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, - с этой целью в сотрудничестве с общественными организациями разработать минимальные стандарты обеспечения образовательного процесса для этой категории детей;

- с целью исключения жестокого обращения с детьми и незаконного применения к ним физической силы со стороны сотрудников правоохранительных органов разработать систему мер, направленных на изменение подходов к проведению оперативно- розыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий в отношении несовершеннолетних, включая обязательное применение аудиовидеозаписи таких процессуальных действий;

- ввести в перечень обязательных государственных образовательных стандартов предмет по основам семейной жизни, разработать и внедрить соответствующие методики преподавания;

- установить административную и уголовную ответственность для родителей, препятствующих общению ребенка с другим родителем, проживающим отдельно, если судом не установлено иное;

- ввести запрет на опрос ребенка до 14 лет в судебном заседании.

В области развития институтов защиты детства:

-субъектами Российской Федерации обеспечить поддержку развития института Уполномоченного по правам ребенка, создать систему действенного реагирования на ежегодные и специальные доклады Уполномоченных по правам ребенка посредством совершенствования государственной политики в сфере детства, законодательства и правоприменительной практики, направленной на обеспечение наилучших интересов ребенка;

- ускорить работу по созданию федерального Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.

Решение этих проблем станет основополагающим в деятельности института Уполномоченных по правам ребенка в Центре и на местах.