О праве на начальное, основное, среднее (полное) общее образование

27 июля 2014 г.

В целом созданию необходимых социально-экономических условий для поручения образования каждым ребенком школьного возраста на Орловщине уделяется значительное внимание.

Образовательная система области в 2013 году была представлена 742 государственными и муниципальными учреждениями:

  • дошкольные учреждения - 221;
  • общеобразовательные школы - 380;
  • начального профессионального образования - 6;
  • среднего профессионального образования - 19;
  • детские дома и школы-интернаты - 17;
  • учреждения дополнительного профессионального образования учителей - 2;
  • ППМС-центры - 16;
  • учреждения дополнительного образования детей - 81.

Продолжается сокращение малокомплектных школ, что связано с процессами оптимизации и реорганизации сети образовательных учреждений, организацией подвоза детей в базовые школы, переездом молодых семей в крупные населенные пункты. На начало 2012-2013 учебного года в области было 83 малокомплектных школы, к началу 2013-2014 учебного года ликвидированы 2 из них, реорганизованы 7.

Необходимо особо отметить, что ресурс оптимизации сети образовательных учреждений в области исчерпан, в будущем работа в данном направлении будет носить локальный характер.

На подготовку образовательных учреждений к новому 2013/2014 учебному году, из бюджетов всех уровней было израсходовано более 484 млн руб. (федеральный бюджет - более 263 млн руб., областной бюджет - более 51 млн руб., местные бюджеты - более 170 млн руб.).

Денежные средства направлялись на ремонт зданий, обеспечение пожарной безопасности, антитеррористические мероприятия, обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния, подготовку к отопительному сезону, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.

В рамках реализации мероприятий по модернизации общего образования в целях обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, подготовки помещений для установки нового оборудования Департаментом образования и молодежной политики были направлены средства на реконструкцию и капитальный ремонт 6 здании общеобразовательных учреждений области. С учетом софинансирования из местных бюджетов на эти цели израсходовано около 73 млн руб. На проведение текущего ремонта в 40 общеобразовательных учреждениях расходы консолидированного бюджета составили более 76 млн руб.

Благодаря привлеченным федеральным средствам в новом учебном году введены в эксплуатацию после реконструкции МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Ливны, школа № 23 в г. Орле.

Устранена аварийность кровель в областных учреждениях образования: казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида» и казенное образовательное учреждение Орловской области - общеобразовательная школа-интернат «Орловский лицей-интернат».

Проведены работы капитального характера в муниципальных общеобразовательных учреждениях: «Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 2» г. Дмитровска, «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Ливны и Троицкой средней общеобразовательной школе Ливенского района.

В рамках реализации межведомственной инвестиционной программы «Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области» завершено строительство спортивного комплекса в школе № 9 г. Мценска, капитальный ремонт в бюджетном образовательном учреждении Орловской области среднего профессионального образования «Орловский базовый медицинский колледж».

После завершения строительства и реконструкции в рамках реализации Государственной программы Орловской области «Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2012-2016 годы)» введено в эксплуатацию новое здание средней общеобразовательной школы по ул. Картукова в 3 жилом районе (Наугорское шоссе), в ноябре, как уже отмечалось, вновь открылась средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением английского языка» по ул. Панчука, 4 в г. Орле.

По линии выполнения предписаний Управления Роспотребнадзора по Орловской области в образовательных учреждениях проведен: ремонт и замена технического оборудования в пищеблоках, ремонт и оснащение медицинских кабинетов, ремонт системы водоснабжения и канализации, системы центрального (централизованного) отопления, замена искусственного освещения. В учреждения поставлена ученическая мебель в соответствии с ростом детей. На эти цели из местных бюджетов было выделено 21,5 млн руб. На обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния областных учреждений израсходовано 4,5 млн руб.

На эти средства:

текущий ремонт осуществлен в 319 школах, что составляет 83,7% от их общего количества;
ростовая учебная мебель закуплена в 135 школах, что составляет 126,2% от потребности по состоянию на 01.06.2013 года (107 школ);
новое технологическое оборудование поставлено на пищеблоки 98 школ, что составляет 114 % от потребности по состоянию на 01.06.2013 года (86 школ);
ремонт отопления проведен в 129 школах, ремонт водопроводно-канализационных сетей в 119 школах;
в 85 школах отремонтированы санитарные узлы с заменой оборудования;
ремонт медицинских кабинетов сделан в 14 школах (2012-2013 учебный год- 12 школ).

В области все обучающиеся и воспитанники областных и муниципальных учреждений обеспечиваются бесплатным горячим питанием. Охват горячим питанием учащихся составляет 100% (завтраки), 54% детей получают двухразовое питание. Кроме того, дополнительно все учащиеся 1- 9 классов 2 раза в неделю получают пастеризованное молоко в индивидуальной упаковке по 200 мл.

Общая сумма средств, выделенных для организации горячего питания обучающихся общеобразовательных учреждений в 2013 году, составила 381,130 млн руб.

Укрепление материально-технической базы пищеблоков осуществляется в рамках региональной программы «Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013 -2017 годы» с общим объемом финансирования 19,17 млн руб.

В целях обеспечения поставки качественных продуктов питания в областные и муниципальные учреждения в Правительство области Управлением Роспотребнадзора были направлены предложения к разработке конкурсной документации на поставку продуктов для учреждений социальной сферы. В целях ведения реестра недобросовестных поставщиков органы местного самоуправления оперативно информируются им о фактах выявления продукции, не отвечающей обязательным требованиям, поставляемой в образовательные учреждения.

Во всех муниципальных образованиях было разработано двухнедельное дифференцированное по возрастным группам обучающихся меню с учетом необходимого количества основных пищевых веществ, требуемой калорийности суточного рациона, энергетической ценности. Кроме того, в 98 образовательных учреждениях организовано дополнительное питание школьников через буфеты.

После увеличения в 2010 году финансирования на организацию питания по результатам мониторинга состояния здоровья доля школьников, имеющих недостаток массы тела, уменьшилась на 0,7 %, страдающих ожирением - на 0,8%.

Согласно предписаниям Главного Управления МЧС по Орловской области в 100% общеобразовательных учреждении области установлены автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения о пожаре, системы вывода сигнала о срабатывании АПС на пульт единой диспетчерской службы «01» (ЕДДС).

Проведены плановые мероприятия по техническому ремонту и обслуживанию автоматических пожарных систем. Все учреждения укомплектованы первичными средствами пожаротушения. На противопожарные мероприятия муниципальными образованиями израсходовано более 25,5 млн руб. На поддержание мероприятий по пожарной безопасности в областных учреждениях израсходовано более 4 млн руб.

В рамках реализации комплекса антитеррористических мер из муниципальных бюджетов выделено и израсходовано 21,4 млн руб. На данные средства в муниципальных учреждениях образования установлены системы видеонаблюдения, произведен ремонт ограждения территории по всему периметру, установлены распашные решетки, произведен ремонт дежурного освещения территории. Более 9 млн руб. израсходовано на проведение данных мероприятий в областных учреждениях.

Выполняя поручение Председателя Правительства Российской Федерации
Д. А. Медведева, 100% образовательных учреждений области оснащены кнопками тревожной сигнализации.

Продолжается процесс модернизации учебного, методического и мультимедийного оборудования, пополняется парк школьных автобусов. В текущем учебном году в школы области поставлено 23 автобуса (всего на школьных маршрутах работает 274 единицы для подвоза 5 789 детей).

В целях безопасной перевозки учащихся в 2013 году проведен ремонт 67 участков дорог регионального и муниципального значения, по которым организовано движение школьных автобусов.

В текущем учебном году по новым стандартам обучаются все дети 1-3 классов. С 1 сентября 2013 года началось пилотное введение ФГОС основного общего образования в 7 муниципальных образованиях.

По информации Департамента образования и молодежной политики все дети, обучающиеся по новым ФГОС, обеспечены бесплатными учебниками в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

По состоянию на 1 октября 2013 года проведение капитального ремонта, на основании заключений надзорных органов, требовалось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Свободно-Дубравская средняя общеобразовательная школа» Ливенского района (37 учащихся) и муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Дмитровского района Орловской области «Долбенкинская основная общеобразовательная школа» (23 учащихся).

Образовательное учреждение является социально значимым институтом, в котором ребенок проводит значительное время. Уровень и качество образования во многом отражают состояние общества как в экономическом, так и духовно-нравственном плане.

Однако в образовательных учреждениях по-прежнему имеют место нарушения прав учащихся, о чем свидетельствуют поступающие к Уполномоченному обращения по вопросам создания безопасных условий в школах, о возникающих конфликтах, об обучении гиперактивных детей и т. д. За 2013 год таких было 17.

Уполномоченным по правам ребенка при рассмотрении обращений граждан, связанных с обеспечением прав на получение образования, для разрешения конфликтных ситуаций всегда приглашаются представители структур Правительства области, местного самоуправления, правоохранительных органов учреждений и законные представители детей, чьи права нарушаются.

В минувшем году по прежнему имели место недоразумения при осуществлении оптимизации структуры учреждений образования. Закрытие или реорганизация любого из них должны сопровождаться кропотливой работой структур местного самоуправления по разъяснению родительской общественности, преподавателям необходимости проводимых мероприятий, подготовкой и осуществлением комплекса мер, предотвращающих нарушения прав учащихся, учителей, родителей. В ряде случав такие решения принимаются без соответствующей проработки, что приводит к серьезным конфликтам.  

Так случилось при закрытии школы в д. Вышняя Замарайка Должанского района. Отсутствие дороги с твердым покрытием не дало возможности открыть школьный маршрут от Вышней Замарайки до Быстринской и Урыновской школ. В результате 9 детей вынуждены были добираться до них и обратно самостоятельно, по бездорожью, используя конную повозку. Очередная поездка завершилась опрокидыванием телеги и травмой одного из учеников. Данная ситуация стала предметом специального рассмотрения в прокуратуре и суде, у Губернатора области, который дал соответствующее поручения о ремонте дорожного полотна и организации подвоза детей из этого населенного пункта.

Но эту проблему можно было решить администрации района спокойно, приняв во внимание все возникающие обстоятельства.

Аналогичные примеры имели место имели место и в других городах и районах области (Краснозоренский, г. Орел). Большую тревогу вызывают многочисленные факты конфликтов, возникающих в учебных учреждениях между педагогами, учениками, родителями. Рассмотрение данных ситуаций показывает, что значительная часть учащихся с разной периодичностью вступали в конфликт с педагогами.

Причем абсолютное большинство из них происходит в школах областного центра. При этом часто причиной возникновения конфликта учащиеся и их родители считают неблагоприятную обстановку в классе, необъективность выставленных учителем оценок, расхождение с педагогом во мнениях. Как следствие: школьники срывают школьные занятии, а это – уже серьезные педагогическая проблема, связанная с недостаточностью или отсутствием у конкретного учителя необходимой методической подготовки, способности действовать в нестандартных школьных ситуация. Еще одной причиной конфликтов, плохого усвоения школьного материала родители считают его сложностью, игнорирование отдельными учителями индивидуальных способностей и возможностей ребенка.

При рассмотрении всех вышеназванных проблем Уполномоченный всегда придерживается необходимости учета свойственного подросткам обостренного чувства справедливости, стремления к взрослости и самостоятельности, возможности восприятия ими любого требования педагога как незаконного посягательства на их права. Поэтому для решения конфликтов, как правило,  используется техника переговоров, откровенного обсуждения с детьми сложившейся ситуации.

Уполномоченный уверен в том, что сотрудничество является ведущим стилем в отношении всех субъектов образовательного процесса.

В учреждениях области с 2012 года стали широко внедрятся эти примирительные технологии. В 2013 году практически во всех школах появились уполномоченные по правам участников образовательного процесса. Как правило – это опытные, авторитетные педагоги или психологи. В некоторых школах (№ 50 г. Орла) – авторитетные родители. При большинстве уполномоченных сформированы согласительные или конфликтные комиссии, помогающие родителям, педагогам, ученикам справляться с трудностями и конфликтами.

Институтом повышения квалификации учителей проведены курсы организаторов и координаторов уполномоченных в школах.

Школьные уполномоченные взаимодействуют с администрациями образовательных учреждений, органами образования, общественностью, Уполномоченными по правам ребенка и человека в регионе.

В минувшем году прямых обращений о нарушении в школьных учреждениях прав детей из-за национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей Уполномоченного не поступало. Однако по информации с мест случаи унижения человеческого достоинства учащихся имеют место и со стороны учителей и часто со стороны сверстников. Из каждых 10 школьников 8, независимо от места жительства, чувствуют полную защищенность только находясь дома, половина оставшихся, главным образом проживающих в городе, в школе. Меньше всего уверены в своей безопасности учащиеся на улице. При этом органам правопорядка доверяют менее половины детей и их родителей. Поэтому школьные уполномоченные могут в сотрудничестве с педагогическими коллективами, школьниками и их родителями эффективно осуществлять работу и по правовому воспитанию. Воспитание человека, готового принять ценности гражданско-правовой культуры и быть носителем жизни, возможно при условии, что образовательный процесс, и весь уклад жизни школы будет выстроен в соответствии с принципами и ценностями этого общества. При этом надо иметь в виду, что деятельность по созданию правового образовательного пространства – задача не только школы и не только уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса – это их совместная деятельность  как в равной степени заинтересованных субъектов.

Огромный вклад в защиту интересов детей и подростков, их права на достойное образование вносят органы прокуратуры. В рамках соглашения, подписанного Уполномоченным с прокуратурой области осуществляется постоянный мониторинг исполнения законодательства об образовании оперативно принимаются меры по устранению появляющихся нарушений и недостатков. Прокуроры стремятся не только оценить деятельность должностных лиц приведшую к вышеназванным нарушениям, но вскрыть причины, их породившие, принять оперативные меры по их устранению.

В минувшем году прокуратурой была осуществлена специальная проверка соблюдения законодательства в сфере дополнительного образования детей. Ею было установлено, что на территории области на тот момент функционировало 160 общеобразовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные услуги, 103 учреждения дополнительного образования детей, их них было – 12 областных, 91 муниципальное.

В освоение дополнительных образовательных программ и получение  дополнительных образовательных услуг было вовлечено 18 846 школьников. Из них 592 подростка состояли на учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что составляло 82% от общего числа подростков, состоящих на профилактическом учете.

В области действовала долгосрочная областная целевая программа «Развитие образования в Орловской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 02.09.2010 г. № 321 с общим объемом финансирования 68,4113 млн руб. В 2013 году запланированный объем финансирования составлял 7,27 млн руб.; программа «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи» государственной программы области «Образование в Орловской области (2013-2015 годы)», утвержденная постановлением Правительства области от 28.12.2012 № 500 с общим объемом финансирования на 2013 год – 40 303,4 тыс. руб.

Проверка показала, что в отдельных районах области органы местного самоуправления не уделяли должного внимания вопросам финансового обеспечения программ и инфраструктуры дополнительного образования, исполнению законодательства в этой сфере.

Так, в Знаменском, Новодеревеньковском, Урицком, Орловском, Шаблыкинском, Мценском, Ливенском районах были выявлены многочисленные факты ненадлежащего технического состояния зданий и сооружений учреждений дополнительного образования детей; ведения учебного процесса в условиях, не обеспечивающих безопасность, охрану жизни и здоровья учащихся, нарушения нормативных требований противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Имели место многочисленные факты несоответствия уставов образовательных учреждений действующему законодательству.

К примеру в Уставах учреждений дополнительного образования Урицкого, Покровского, Дмитровского, Мценского, Ливенского районов области, Северного, Заводского районов г. Орла не были закреплены режимы работы учреждений; типы и виды реализуемых образовательных программ; не регламентирован порядок комплектования персонала учреждения, условий оплаты труда; не содержались запреты на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательными учреждениями, не определен порядок предоставления платных услуг; даты начала и окончания учебного года, продолжительности учебных четвертей и школьных каникул; порядок отчисления детей.

Большинство Уставов образовательных учреждений не содержали ограничений при приеме на работу лиц, связанных с педагогической деятельностью.

Проверкой были выявлены нарушения при приеме детей на обучение, оказании платных образовательных услуг, привлечении дополнительных финансовых средств, исключении учащихся.

Не везде требовалось представление медицинских заключений о состоянии ребенка при приеме в спортивные, спортивно-технические, туристические, хореографические и иные учреждения. Указанные нарушения были выявлены в Залегощенском, Корсаковском, Свердловском, Кромском, Верховском, Сосковском районах области.

При приеме в МБОУ ДОД «Орловская детская школа искусств им.
Д. Б. Кабалевского» обязательно требовали от родителей или законных представителей ребенка заключения договора о пожертвовании в фонд школы. Аналогичные нарушения были выявлены прокурорами в Орловском, Болховском, Троснянском районах области.

В МБОУ ДОД «Залегощенская детская школа искусств» правила приема детей в учреждение вовсе отсутствовали.

В ходе проверки соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на занятие педагогической деятельностью установлено, что в системе дополнительного образования детей занято около  2 150 педагогических работников вместе с тем в личных делах преподавателей БОУ ОО ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Русичи»,  а 4 учреждений Железнодорожного района, 3-Северного района г. Орла, 1-Урицкого района, 12 – Ливенского района, 2-Залегощенского района в период проверки не имелось справок об отсутствии ограничений на занятие педагогической деятельностью.

По результатам проведенной проверки было выявлено 518 нарушений законодательства, принято 76 протестов, внесено 61 представление, в отношении должностных лиц возбуждено 26 административных производств, направлено 4 иска в суд, объявлено 4 предостережения.

По мнению Уполномоченного подобные проверки позволяют значительно оздоровить обстановку в учреждениях образования  способствуют повышению качества их услуг.