О праве на начальное, среднее профессиональное образование

30 июля 2014 г.

Право детей на получение профессионального образования в области обеспечивают 6 учебных заведений начального профессионального образования (НПО) и 19 учебных заведений среднего профессионального образования (СПО). Они дают возможность выпускникам 9 и 11 классов продолжить образование по 43 специальностям. Учреждения НПО и СПО и их филиалы расположены в большинстве районов области.

В СПО в 2013 году обучалось 5 608 человек, в том числе 524 из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В 12 НПО по 29 рабочим профессиям обучалось 4 678 учащихся из них 49 сирот.

В соответствии с законодательством области дети, обучающиеся в этих учреждениях получают социальную поддержку государства.

Размер социальной стипендии в минувшем году равнялся 600 руб., академической 400 руб.

Специальные стипендии получали в обязательном порядке дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей. Кроме того они получают 50% надбавки от размера академической стипендии. Право на получение социальной стипендии также имели обучающиеся, предоставившие в образовательное учреждение справку органов соцзащиты по месту жительства о необходимости получения социальной помощи.

Кроме того 7 учащихся средних профессиональных учебных заведений получали стипендию Правительства РФ в размере 4 000 руб., 130 именные стипендии Губернатора области в сумме 1 053 руб.

Учреждения НПО и СПО в 2013 году выпустили 4 149 человек. По данным Департамента образования и молодежной политики из 2 138 выпускников учреждений СПО подтвердили факт трудоустройства 976 человек (45,7%), 428 (20%) признаны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, 612 выпускников (28,6%) продолжили свое обучение в вузах, 103 человека (4,8%) находятся в отпуске по уходу за ребенком. Не определились с трудоустройством  всего 19 выпускников (0,9%).

Из 2 011 выпускников учреждений НПО подтвердили факт трудоустройства 964 человека (47,9%), 750 (37,3 %) признаны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, 207 выпускников (103%) продолжили свое обучение в техникумах и вузах, 88 человек (4,4%) находятся в отпуске по уходу за ребенком. Не трудоустроены 2 выпускника (0,1%).

В целом – это хороший показатель, являющийся результатом активной работы администрации образовательных учреждений по реализации совместных с работодателями программ социального партнерства. Основными проблемами, связанными с трудоустройством детей-сирот и детей без попечения родителей, в области по прежнему являются отсутствие опыта работы по приобретенной специальности, низкая мотивация ребят к труду. Зачастую из-за отсутствия жилья выпускники вынуждены идти обучаться второй профессии, что влечет за собой дополнительные затраты бюджета.

Остается важной требующая решений проблема о законном представителе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших совершеннолетия, поступивших в учреждения СПО и НПО. С 2008 года законные представителем остается опекун и орган опеки и попечительства, где обучается несовершеннолетний. На практике же получается, что несовершеннолетний, имея двух попечителей, на деле оказывается предоставлен самому себе.

Поэтому органами опеки и попечительства должны быть приняты исчерпывающие меры по устройству ребенка на воспитание в семью. Однако дети данной категории мало востребованы и требуют значительных усилий по их сопровождению. Представляется крайне важным определение правовой возможности передачи данного ребенка под надзор НПО и СПО (в случаях, если иной формы жизнеустройства определить невозможно).

Это, безусловно, потребует от администрации дополнительных условий и жесткого контроля за соблюдением прав учащихся данной категории.

Пока же имеют место досадные факты бездушного, невнимательного отношения к подросткам. Так Уполномоченному стало известно, что учащиеся первого курса обучения БОУ ОО СПО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта» из числа выпускников интернатных учреждений в течение 2 месяцев не получали стипендии, проживали на этаже общежития, где не был завершен ремонт кухонных помещений. Соответствующее оборудование в них отсутствовало.

После вмешательства Уполномоченного и отраслевого Департамента ситуация за один день была разрешена: детям открыли лицевые счета, перечислили на них все причитающиеся выплаты, была оказана помощь в обеспечении теплой одеждой, заработали кухни в общежитии. Но сам факт свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере, необходимости действенного контроля за работой соответствующих должностных лиц. Уполномоченный взял эту тему на особый контроль.