О праве на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов

1 марта 2015 г.

В минувшем году на Орловщине осуществлялась целенаправленная работа по совершенствованию законодательного, нормативного правового регулирования вопросов защиты детства, улучшения положения детей  с особыми потребностями.

По состоянию на 01.09.2014 г. в учреждениях Орловской области получали образовательные услуги более 2 тыс. детей-инвалидов.

В этой связи осуществлялся поиск наиболее оптимальных форм качественного образования, позволяющего ребенку-инвалиду адаптироваться в среде сверстников,  быть конкурентоспособным в выборе профессионального пути, максимально готовым к самостоятельной жизни.

Прежде всего, продолжалась работа по интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную среду, где они могут обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Уполномоченный отмечает, что в регионе одновременно реализуются пять подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе с обычными детьми.

4. Надомное обучение.

5. Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

В минувшем году одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей-инвалидов стала интеграция. Организация их обучения в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет таким детям с ограниченными возможностями здоровья постоянно общаться с «обычными» сверстниками, способствует социальной адаптации и интеграции инвалидов в социум.

В 2014 году в области функционировало 392 общеобразовательных учреждения. В 110 специальных (коррекционных) классах при 49 общеобразовательных школах учебный год начали 1130 детей данной категории.

В учебных заведениях  велась целенаправленная работа по созданию  надлежащих  материально-технических условий, обеспечивающих доступ детей-инвалидов в школьные здания, передвижение по ним, пребывание в классах.

Еще в 2013 году Орловская область включилась в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Мероприятия по созданию базового образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, были проведены в КОУ ОО «Знаменская общеобразовательная школа- интернат среднего (полного) общего образования». В результате учреждение  было  оснащено специальным, учебным, реабилитационным оборудованием, обеспечены условия для обучения инвалидов по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В период 2014-2015 годов планировалось в рамках реализации целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» охватить этой работой  не менее 20 % от общего числа образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

Механизм реализации программы в 2014 году предусматривал комплексное оснащение 24 образовательных учреждений Орловской области для организации совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. Достижение данного показателя обеспечивалось за счет средств федеральной субсидии (40 767,5 тыс. руб.) и областным бюджетом (17 471,8 тыс. руб.).

Для более успешной реализации инклюзивного образования в Орловской области на базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области  «Орловский институт усовершенствования учителей» функционировал Ресурсный центр вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществлялся региональный эксперимент «Реализация инклюзивных подходов в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», в котором принимали участие различные образовательные учреждения г. Орла и Орловской области, в т.ч. детские сады, Центры развития ребенка.

Функционировала инновационная площадка «Инновационная деятельность образовательных организаций региона по реализации инклюзивного образования».

Уполномоченный отмечает, что в области сохранена система специальных  (коррекционных)  учреждений  I-VIII видов.  В ее рамках 10 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: 8 школ-интернатов, 1 областная и 1 муниципальная школы, с общей с численностью 1260 обучающихся (воспитанников).

В 2014 году сеть областных государственных специальных (коррекционных) учреждений включала в себя 6 школ-интернатов VIII вида (для детей с умственной отсталостью), школу-интернат I-II вида (для глухих и слабослышащих детей), школу-интернат V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Она  соответствовала социальному заказу и была  ориентирована на потребности детей с различными нарушениями.

Эффективным средством организации образования детей-инвалидов, особенно имеющих трудности в передвижении, по-прежнему оставалось дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

С 2009 года Орловская область была включена в реализацию целевого проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов». Проект предусматривал обеспечение доступа детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, расширение возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество.

На базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» был создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечены условия для реализации проекта.

В форму дистанционного обучения было вовлечено 172 ребенка-инвалида. Специальную подготовку прошли 155 педагогических работников.

С 2012 года принято решение о передаче в безвозмездное пользование выпускникам – участникам  проекта компьютерного оборудования для дальнейшего обучения.

Комплекты оборудования в 2012 году получили 9 выпускников, в 2013 году - 8 выпускников, в 2014 году – 11.

В данной информации необходимо отметить, что в области сформирована и функционирует служба психолого-педагогического медико-социального сопровождения, представленная 16 центрами психолого- педагогического и медико-социального сопровождения, локальными службами сопровождения образовательных учреждений, психолого-педагогическими консилиумами, психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Основные направления деятельности службы помощи - диагностико- коррекционное, профилактическое. Сеть психолого-медико-педагогических комиссий играет существенную роль в своевременном выявлении проблем в развитии ребенка, определении адекватного образовательного маршрута, формировании системы коррекционно-развивающего обучения.

Большое внимание уделялось связям с бюро медико-социальной экспертизы. По направлению специалистов бюро, сотрудники центров оказывают социально-психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам, согласно, индивидуальной программы реабилитации, определяют оптимальный образовательный маршрут. Специалисты врачебно-физкультурного диспансера консультируют и определяют программу физического развития и реабилитации детей.

Одной из основных задач центров психолого-медико-социального сопровождения было оказание психолого-педагогической и социальной поддержки детям-инвалидам и их семьям. Проводились индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с детьми-инвалидами (детьми с синдромом Дауна, РДА, ДЦП, умственной отсталостью и др.) с использованием оборудования сенсорной комнаты, компьютерных игр. Была организована  канис-группа (совместно с Орловским клубом кинологов). Большое внимание уделялось организации досуга детей: организуются праздники, экскурсии, спектакли, конкурсы, выставки, работают кружки и т.д. Специалисты центров осуществляли патронаж семей, имеющих детей-инвалидов, представляли интересы детей и их семей в органах законодательной и исполнительной власти, различных общественных структурах.

На базе областного Центра психолого-медико-социального сопровождения работала региональная общественная организация «Общество помощи аутичным детям «Солнышко», функционировал клуб «Радуга», который оказывал социально-психолого-педагогическую поддержку родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  было занято более 600 профессиональных педагогических кадров, в том числе: 74 педагога-дефектолога, 45 учителей-логопедов, 89 педагогов-психологов, 65 социальных педагогов. Большая их часть активно сотрудничает с аппаратом Уполномоченного, участвую в различных мероприятиях, рассматривая возникающие конфликтные ситуации.

Велась системная работа по повышению квалификации работников. Подготовка и переподготовка кадров для системы специального (коррекционного) образования, службы психолого-медико-социального сопровождения осуществилась на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета, Мезенского и Болховского педагогических колледжей, кабинете коррекционной педагогики областного института усовершенствования учителей.

В 2014 году были организованы курсы повышения квалификации более чем для 400 педагогов (учителей, воспитателей, учителей-логопедов) общеобразовательных школ, специальных (коррекционных) школ-интернатов, дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсированного вида, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.