О праве подростков на труд и занятость

2 августа 2014 г.

По информации Управления труда и занятости Орловской области при обращении в центр занятости населения несовершеннолетним и выпускникам образовательных учреждений оказываются следующие услуги:

- информирование о положении на рынке труда;

- содействие в трудоустройстве (на постоянные и временные рабочие места);

- профессиональная ориентация несовершеннолетних в целях выбора профессии;

- профессиональное обучение (повышение квалификации) по специальностям, востребованным на рынке труда;

- психологическая поддержка, социальная адаптация;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В 2013 году за помощью в трудоустройстве в органы занятости обратились   3 603 подростка из них получили работу 3 563 в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Услуги по временному трудоустройству получили 3 423 несовершеннолетних.

Участие подростков в трудовой деятельности является важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей несовершеннолетних, способом получения информации в сфере трудовых отношений, получения профессиональных навыков, адаптации к рынку труда.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» приоритетное внимание при трудоустройстве на временные рабочие места уделялось детям-сиротам, детям, находящимся под опекой, подросткам из неполных, многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, ребятам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Доля таких несовершеннолетних граждан за отчетный период 2013 года составила 16,2 % от общего количества детей, участвовавших во временных работах.

В 2013 году в организации временной занятости несовершеннолетних граждан принимали участие более 160 организаций и предприятий области: администрации сельских поселений, средние общеобразовательные школы, дома детского творчества, учебные заведения профессионального образования, молодежные центры, а также работодатели с частной формой собственности (35 предприятий внебюджетной сферы).

Всего предприятиями и учреждениями области было заключено 264 договора о совместной деятельности с районными центрами занятости населения по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Основными профессиями, по которым трудились подростки, являются подсобный рабочий, рабочий по благоустройству населенных пунктов, озеленитель, вожатый, социальный работник, упаковщик, рабочий зелёного хозяйства, консультант, кухонный рабочий, культорганизатор, фасовщица.

Профориентационные услуги за 2013 год получили 2 900 молодых людей (в рамках компетенции службы занятости).

В 2013 году службой занятости на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования было направлено 15 безработных граждан из числа несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет. Профобучение проводилось по следующим профессиям (специальностям), востребованными на рынке труда: оператор ПЭВМ, парикмахер, мастер маникюра и педикюра и другим.

В соответствии с законодательством трудоустройство несовершеннолетних граждан допускается на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Труд ребят направлен на решение социально-значимых проблем. За время реализации программы в организации временной занятости выделялось несколько направлений, в рамках которых каждый год во всех город и районах области создаются «тематические отряды», занимающиеся проведением определенным видом работ.

Наиболее широкий размах получило экологическое направление. Она включает в себя широкий спектр работ, связанный с экологией, озеленением, выращиванием сельско­хозяйственных культур Отряды по благоустройству поддерживают чистоту и порядок на улицах своих городов и сел. Основной движущей силой здесь являются отряды глав местных администраций. Они же проводят ремонт во дворах, в школах и других социальных учреждениях. Социальные отряды оказывают помощь пожилым людям, нуждающимся в социальной поддержке.

Тема занятости подростков, особенно из числа детей-сирот, детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, под постоянным вниманием органов государственной власти, надзорных структур.

В минувшем году прокуратурой области была проанализирована работа по оказанию государственных услуг в сфере содействии занятости населения несовершеннолетним гражданам в 2012-2013 годах.

Установлено, что в 2012 году в службу занятости населения Орловской области за содействием в трудоустройстве обратились 3 811 подростков в возрасте от 14 до 18 лет, на момент проверки в 2013 году 3 043 человека. При содействии органов службы занятости населения в 2012 году рабочие места получили 3 746 несовершеннолетних граждан, в 2013 - 3 011.

В 2012 году были признаны безработными 19 человек. Этой категории, было выплачено пособие по безработице в размере 91,4 тыс. руб.из средств федерального бюджета. В 2013 году признан безработным 21 человек, им выплачено пособие по безработице в размере 92,6 тыс. руб. из федерального бюджета

В 2012 году государственную услугу по временному трудоустройству в свободное от учебы время получили 3 682 несовершеннолетних гражданина, в январе-августе 2013 года - 2 898.

В 2012-2013 годах районные центры занятости населения заключили более 460 договоров об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время с предприятиями и учреждениями области. Основными профессиями, по которым трудились подростки, являлись: подсобный рабочий, рабочий по благоустройству населенных пунктов, рабочий зеленого хозяйства, вожатый, упаковщик, социальный работник, консультант, младший воспитатель, фасовщик, официант, кухонный рабочий.

При трудоустройстве приоритетное внимание уделялось детям-сиротам, детям, находящимся под опекой, подросткам из неполных, многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и находящимся в социально опасном положении.

Фактические расходы на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2012 году составили 7 945,4 тыс. руб., в том числе 2 584,8 тыс. руб. - из средств областного бюджета, 4 226,6 тыс. руб. - из средств местных бюджетов, 1 134 тыс. руб. - из внебюджетных источников.

По итогам 8 месяцев 2013 года общая сумма выплат несовершеннолетним гражданам составила 5 219,2 тыс. руб., в том числе 1 739,4 тыс. руб. - из средств областного бюджета, 2 735,6 - из средств местных бюджетов, 786,3 тыс. руб. - из внебюджетных источников.

В 2012 году на профессиональное обучение было направлено 10 безработных граждан в возрасте 16-17 лет, в 2013 – 11.

Профессиональное обучение данной категории безработных граждан осуществлялось по 10 профессиям (специальностям): парикмахер, мастер маникюра и педикюра, обувщик по ремонту обуви, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, повар-кондитер и другие.

Профессиональное обучение проводилось на базе 5 профессиональных образовательных учреждений области.

В период профессионального обучения в 2012году несовершеннолетним гражданам была выплачена стипендия в сумме 21,6 тыс. руб. из средств федерального бюджета, в 2013 - 72,4 тыс. руб.

На постоянные рабочие места центрами занятости населения области было трудоустроено 2 несовершеннолетних граждан, один из них является ребенком-инвалидом. В рамках реализации долгосрочной областной целевой программы «Содействие занятости населения Орловской области до 2017 года» он был трудоустроен плотником на специально оборудованное (оснащенное) рабочее место.

Данная проверка проведенная в августе минувшего года органами прокуратуры области, выявила нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.

Так, работодателями Сосковского, Корсаковского, Новодеревеньковского, Ливенского, Мценского, Дмитровского и других районов области в ряде срочных трудовых договоров, заключенных с несовершеннолетними, не определена продолжительность работы и время отдыха; отсутствовали условия обязательного социального страхования работника; прием на работу осуществлялся без предварительного медицинского осмотра и разрешения органа опеки и попечительства; в личных делах несовершеннолетних отсутствовали справки о состоянии их здоровья.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Урицкого района не обладала в полном объеме сведениями о несовершеннолетних, не занятых учебой и работой, каких - либо мер по занятости подростков не принималось.

Аналогичные нарушения выявлены в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Сосковского, Орловского, Мценского, Заводского и других районов области.

При проверке соблюдения администрацией Ливенского филиала ОАО «Орловский завод силикатного кирпича» требований трудового законодательства в отношении несовершеннолетних было установлено, что между КУ 00 «ЦЗН Ливенского района» и Ливенским филиалом ОАО «ОЗСК» 01.08.2013 г. заключен договор по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Приказом директора Ливенского филиала ОАО «ОЗСК» от 02.08.2013 г. на предприятие на должность «упаковщик» на склад готовой продукции приняты 6 несовершеннолетних. С указанными лицами работодателем заключены срочные трудовые договора (с 02.08.2013 г. по 31.08.2013 г.). Однако в нарушение ст.ст. 65, 66 Трудового кодекса РФ, на момент проведения проверки, трудовые книжки на вышеуказанных несовершеннолетних отсутствовали.

Всего по результатам проведенной проверки межрайонными прокурорами было внёсено 18 представлений, по которым 16 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, одно лицо привлечено к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Изучение положения на местах Уполномоченным, сотрудниками его аппарата показывает, что основными проблемами трудоустройства несовершеннолетних и выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются их низкая мотивация к труду, отсутствие у многих профессиональных навыков, наличие иждивенства.

Уполномоченным неоднократно поднималась проблема сохранения социальных гарантий данной категории детей в случае участия их в программе временной занятости. Несомненно, работа на условиях временной занятости в свободное от учебы время позволяет получить таким подросткам определенные трудовые навыки, самостоятельно заработать дополнительные денежные средства, также это является одним из способов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Однако в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при повторном об­ращении в органы службы занятости выпускники из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, теряют право на получение пособия по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе, поэтому подростки часто отказываются от участия в программах временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, организованных службой занятости населения. Уполномоченный считает, что в связи с  этим требуется изменение редакции ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части исключения понятия повторного обращения в органы службы занятости.