О проблемах в соблюдении прав и обеспечении гарантии детей, проживающих в многодетных семьях

18 июля 2014 г.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), в которой есть любящие родители, братья и сестры, дедушки и бабушки. Воспитание в семье имеет важное значение для физического и нравственного развития ребенка. В семье происходит становление личности, и главным условием для этого является здоровье и благополучие семьи.

Основными направлениями семейной политики в Орловской  области являются повышение уровня жизни семей с детьми, создание Условий для становления самостоятельности, самодостаточности и [. ответственности семьи за решение возникающих проблем, совершенствование системы семейного воспитания, улучшение жилищных условий семей, создание условий для сохранения и создания благополучной семьи.

Защита государством семьи, материнства и детства, провозглашенная в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, носит комплексный социально-экономический и правовой характер и осуществляется путем принятия государством самых разнообразных мер, направленных на правовую охрану, поддержку и защиту всех категорий семей и в первую очередь – многодетных  (т.е. имеющих трех и более детей).

По состоянию на 1 января 2014 года в Орловской области была зарегистрировано  5223 многодетные семьи. В структуре многодетных семей преобладают семьи с тремя детьми. На их долю приходится 81% (4231 семья) от общего числа семей данной категории. Семьи с 4-мя и более детьми составляют 19%.

В количественном выражении  это выглядит следующим образом: с 4-мя детьми -673 семьи,  с 5-ю детьми  - 205 семей, с 6-ю детьми – 60 семей. С 7-ю детьми 31 семья, с 8-ю детьми 15 семей, с 9-ю детьми 4 семьи, с 10-ю детьми –з семьи, 14 детей -1 семья, проживающая в свердловском районе.

Численность многодетных семей в области по сравнению с 2012 годом выросла на 6, 8%.

Меры социальной поддержки многодетных семей определены Законом Орловской области от 2 октября 2003 года № 350-03 «О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах её социальной поддержки».

Согласно данному закону в 2013 году многодетные семьи пользовались следующими мерами социальной поддержки:        

- вновь зарегистрированной многодетной семье, а также многодетной семье при рождении каждого последующего ребенка выплачивалось единовременное пособие. С 1 января 2013 года его размеры составляли 17 864,84 рублей - при рождении третьего ребенка; 23 819,0 рублей - при рождении четвертого и последующих детей.

- многодетной семье устанавливалось ежемесячное пособие в размере 416,85 рублей на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на учащихся, обучавшихся по очной и очно-заочной формам обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до достижения ими возраста 18 лет.

- 50 % скидка за обучение детей в художественных, музыкальных, спортивных школах и школах искусств;

- компенсация в размере:

а) 30 % расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, поставке бытового газа в баллонах, отоплению (теплоснабжению, в том числе поставке твердого топлива при наличии печного отопления) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Орловской области. Указанная мера социальной поддержки предоставлялась независимо от вида жилищного фонда;

б) 50 % расходов на оплату коммунальной услуги по газоснабжению (за исключением поставки бытового газа в баллонах). Указанная мера социальной поддержки предоставлялась независимо от вида жилищного фонда;

в) 30 % расходов за услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов (для членов многодетных семей, проживающих в жилых домах). Указанная мера социальной поддержки предоставлялась независимо от вида жилищного фонда;

- первоочередное предоставление в установленном действующим законодательством порядке земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств;

- однократное предоставление на безвозмездной основе земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства в соответствии с Законом Орловской области от 15 апреля 2003 года № 320-

Размер ежемесячной денежной выплаты на ребенка согласно Закону Орловской области от 2 ноября 2012 года № 1430-03 «Об установлении величины прожиточного минимума на детей в Орловской области на 2013 год в целях установления ежемесячной денежной выплаты на ребенка, предусмотренной Законом Орловской области «О ежемесячной денежной выплате на ребенка» в 2013 году составлял 6 000 рублей.

В соответствии с Законом Орловской области от 19 ноября 2004 года № 439-03 «О ежемесячном пособии на ребенка» семьям, среднедушевой доход которых, не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Орловской области, предоставлялось право на ежемесячное пособие на ребенка. По состоянию на 1 октября 20ТЗ года в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 237 от 17 июля 2013 года «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Орловской области за II квартал 2013 года» величина прожиточного минимума была установлена в размере 6 502 рублей.

Базовый размер ежемесячного пособия на ребенка с 1 января 2013 года был установлен в сумме 238 руб. 20 коп. в месяц.

Размер ежемесячного пособия был повышен:

- на 100 % на детей одиноких матерей и составляет 476 руб. 40 коп;

- на 50 % на детей, родители которых уклонялись от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, и составлял 357 руб. 30 коп.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены меры социальной поддержки детей-инвалидов, в соответствии с которыми данной категории детей выплачивалось социальная пенсия и ежемесячная денежная выплата.

Также федеральным законодательством предоставлено право забрать деньги либо набор социальных услуг, который включает: обеспечение лекарственными препаратами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, неработающим трудоспособным лицам, осуществлявшим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» назначалась ежемесячная выплата. В случае если уход осуществлял родитель (усыновитель) или опекун (попечитель) - в размере 5 500 рублей; если другие лица - в размере 1 200 рублей.

Для назначения пенсии, ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной выплаты за уход, а также получения набора социальных услуг (отказа от него) граждане должны были обращаться с заявлениями в территориальное управление Пенсионного Фонда по месту жительства.

Также федеральным законодательство были предусмотрены:

-   пенсионные гарантии родителям ребенка-инвалида;

-   право на ежемесячную денежную компенсацию не менее 50 % по оплате жилищно-коммунальных услуг;

-   право на предоставление реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;

-   четыре дополнительных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению;

-   прием вне конкурса ребенка-инвалида при условии успешной сдачи экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, если по заключению МСЭ обучение в данном учебном заведении ему не противопоказано;

-   преимущества и льготы работающим родителям детей-инвалидов;

-   льготы в земельных правоотношениях;

-   налоговые льготы;

-   особые алиментные отношения;

-   право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.

Деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Орловской области в минувшем году осуществляли 4 центра социальной помощи семье и детям, 12 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, из которых 4 учреждения имели статус межрайонных, кризисный центр помощи женщинам и детям, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также 24 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения.

Сформированная сеть бюджетных учреждений социального обслуживания семьи и детей давало возможность принимать в стационарные отделения и отделения дневного пребывания несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи. Комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий получали дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет. При этом Орловская область за счет собственных средств полностью обеспечивали содержание детей, находящихся в данных учреждениях, в том числе обеспечивает их питанием, одеждой и обувью,

книгами и игрушками, давала им на воспитание. При этом Дети школьного возраста продолжают обучение в образовательных учреждениях.

В период пребывания несовершеннолетних в социозащитных учреждениях в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области 1 раз в год проводился  медицинский осмотр (диспансеризация) детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ответственными за проведение диспансеризации детей данной категории являлись учреждения здравоохранения.

Деятельность по защите прав детей, находящихся в ситуации кризиса, пострадавших от жестокого обращения в семье, осуществлял БУ ОО «Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский». Специалисты данного учреждения  предоставляли весь комплекс антикризисных услуг - от телефонной консультации до предоставления временного приюта несовершеннолетним детям и женщинам, проводили консультации по различным вопросам социального, психологического, правового, информационного характера. В круглосуточном режиме дети и подростки        имели возможность получать телефонные консультации по интересующим темам, в том числе в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

По итогам работы за 9 месяцев 2013 года в учреждение поступило 2199 обращений по телефону, из них 63 - связано с жестоким обращением, насилием, угрозой жизнью и здоровью. В стационарные отделения центра было помещено 157 человек, из них 8 одиноких женщин, 33 женщины с 24 детьми и 46 детей. Мобильная бригада неотложной социальной помощи более 200 раз осуществляла социально - диагностические и профилактические мероприятия по месту нахождения клиентов и обеспечивала их доставку в учреждение.

В минувшем году в области была продолжена практика чествования многодетных семей, вручение лучшим из них наград и грантов Губернатора, правительства области, руководителей местного самоуправления. Так в апреле  минувшего года Указом Губернатора области памятным медалям «Многодетная семья Орловской области» и соответствующими дипломами были награждены 367 семей. Церемония награждения была приурочена к Международному дню семьи.

В целях поддержки данных семей по поручению Губернатора области на местах формируются социальные патрули, обеспечивающие регулярный контроль за состоянием данной категории граждан, оказывающих практическую помощь в профилактике семейного неблагополучия, наркомании и пьянства. По результатам МВД РФ по Орловской области  такими формированиями  в 2013 году проведено около 200 рейдов.

В минувшем году  новый положительный импульс получило наставничество.

Однако это только первые положительные подвижки. Достаточное большое количество многодетных семей находится в сложном положении, соответствующие полномочия должностными лицами структур различного уровня, призванным помогать этой категории, исполняются не  в полной мере.

Об этом свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы граждан на бездушие, порой бездеятельность отдельных чиновников.

В 2013 году по вопросам материнства и детства, нарушении прав в семье поступило 73 заявления, по нарушениям прав на социальное обеспечение 56.

Уполномоченному поступают много обращений от многодетных родителей по вопросам предоставления жилья. Льготами такие семьи не пользуются, кредит на ипотеку, зачастую, взять не могут из-за низкого материального достатка Семьи стоят в очередях органов местного самоуправления, но реально жилье получить не могут.

В этой связи Уполномоченный поддерживает предложение, высказанное Уполномоченным при Президенте П.А. Астаховым при его встречи с В.В. Путиным, о первоочередном обеспечении жильем данной категории граждан.

Много вопросов и замечаний  вызывает практика выделения многодетным семьям земельных участков. Эти вопросы в области решаются медленно. Состояние данной работы на местах стало предметом проверки , проведенной прокуратурой области в 2013 году.

Она показала, что   исполнение в области законодательства о социальной поддержке многодетных семей в части предоставления индивидуального жилищного строительства не полной мере обеспечиваем реализацию прав многодетных семей на бесплатное получение этих земельных участков.

В большинстве районов области многодетные семьи длительное время состояли в очереди на получение земли.

По состоянию на 01.01.2013 в области в очереди значилось 1 071 многодетная семья.

Наибольшее число таких семей, не реализовавших свое право на получение земли, состояли в очередях на территориях: г. Орла, Новосильского района, г. Ливны, Троснянского района, г. Мценска, Волховского района и др.

В  2011-2012 г.г. земельные участки в области были предоставлены лишь 214 семьям, имеющим трех и более детей, то есть 20% от фактической потребности.

Проверка показала, что основными  причинами  и условиями, способствующими этому, ограниченное количество предназначенных на цели индивидуального жилищного строительства свободных земельных участков; недостаточный объем бюджетных средств, выделяемых на проведение работ по формированию земельных участков; отсутствие на соответствующих территориях инженерно- технической и социальной инфраструктуры.

По результатам рассмотрения внесенного прокуратурой области представление многодетные семьи получили возможность внеочередного получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Уполномоченный намерен и впредь держать под пристальным вниманием вопросы поддержки многодетных семей:

- совместно со структурами Правительства области, депутатами областного Совета народных депутатов при любой дополнительной возможности бюджета оперативно рассматривать вопросы повышения размеров выплат данной категории семей;

- осуществлять контроль за исполнение  всеми структурами органов власти, местного самоуправления, администрациями учреждений образования, здравоохранения, социальная защита населения, физической культуры и спорта своих полномочий по обеспечению льгот  и других преференций, определенных для данной категории федеральным и местным законодательством.;

- решать жилищные вопросы, в первую очередь семей, где находится на воспитании дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей;

- добиваться многодетным семьям земельных участков в порядке, определенном Законом;

- обеспечивать получение детьми качественного дошкольного, общего и профессионального образования; возможность отдохнуть в летнюю оздоровительную компанию.