О соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

18 марта 2013 г.

В минувшем году Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил в качестве приоритетной деятельность по защите и восстановлению нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и права данной категории детей жить и воспитываться в семье.

На 1 января 2013 года в Орловской области насчитывалось 2772 ребенка, оставшихся без попечения родителей, из них:

- 1614 – находятся на воспитании в семьях;

- 1284 – под опекой (попечительством);

- 330 – в приемных семьях.

В интернатных учреждениях области и в учреждениях профессионального образования обучаются и воспитываются 1 158 детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году в Орловской области было выявлено и учтено 306 детей, оставшихся без попечения родителей. Устроено на воспитание в семьи 230 детей, из них, под опеку (попечительство) – 138 детей, на усыновление – 40 детей (на иностранное усыновление – 0), в приемные семьи – 52 ребенка, оставшихся без попечения родителей.

Основным путем эффективного развития семейных форм устройства в области является оказание государственной помощи семьям, принявшим на воспитание детей-сирот.

В качестве мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, Орловской области определены:

- выплата единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 13087 рублей 61 копейка. Финансирование данной выплаты осуществляется из федерального бюджета. В 2013 году на выплату единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью запланировано 3 млн. 398 тыс. 300 рублей;

- выплата ежемесячного пособия на содержание ребенка в опекунских и приемных семьях в размере 5 315 рублей и вознаграждения приемным родителям за каждого взятого на воспитание в семью ребенка в размере 4 644,86 рубля в месяц и 5 038 рублей в месяц – за ребенка-инвалида.

Сумма средств консолидированного бюджета на содержание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, и на вознаграждение приемным родителям составит в 2013 году 120 млн. 214,7 тыс. рублей;

- выплата единовременного пособия в размере 50 тысяч рублей при усыновлении ребенка в соответствии с Законом Орловской области от 12.11.2008г. №832-ОЗ «О социальной поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с финансированием выплаты из областного бюджета. В 2012 году на эти цели было выделено 2 млн. рублей.

В целях активизации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан, информированности населения, по каналам регионального телевидения транслируются репортажи о детях, подлежащих передаче на воспитание в семьи, и о семьях, принявших детей на воспитание, размещаются видео- и радиоролики социальной рекламы,которые посвящены развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьи о семейных формах устройства, детях и семьях публикуются в областных и районных газетах.

По запросу гражданам могут предоставляться видео материалы и печатные материалы о детях для дальнейшего их просмотра дома и показа родственникам.Данные меры позволили привлечь достаточно большое количество кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители.

Для подготовки приемных родителей и опекунов, оказания им консультативной помощи и дальнейшего сопровождения приемных и опекунских семей в области работает 16 «Школ приемных родителей» на базе областного и районных центров психолого-медико-социального и педагогического сопровождения. В службах сопровождения состоят на учете и получают услуги около тысячи приемных и опекунских семей. Данной категории также оказывают помощь и социальные услуги учреждения социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения.

Работа по профилактике социального сиротства в области позволила добиться почти 10% снижения, по сравнению с предыдущим годом, количества детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в интернатных учреждениях области.

В настоящее время сеть специальных государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывает 5 детских домов, 4 школы-интерната, негосударственное образовательное учреждение «Детская деревняSOS-Лаврово», дом ребенка и 11учреждений для детей с ограниченными возможностями, физическими и интеллектуальными нарушениями.

За прошедший год численность выявленных в регионе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось на 59 человек, по сравнению с прошедшим годом в семьи устроено на 74 ребенка больше.

В то же время имеется, хотя и незначительное, снижение роста усыновленных детей: в 2011 г. – 43 ребенка, в 2012 г. – 40 детей, при этом все дети усыновлены только российскими гражданами.

Во многом сложившиеся в регионе положительные тенденции, связанные с оказанием помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, семейным устройством детей, объясняются достаточно высоким уровнем психологической помощи.

Более чем в 50 школах работают психологи, что положительно выделяет нашу область на фоне других регионов.Однако методическая база психологической работы с несовершеннолетними в детских учреждениях не везде обеспечена должным образом. Уровень подготовки специалистов –средний и чуть выше среднего. В этой связи необходимо расширить практику обучения психологов интернатных и реабилитационных учреждений области на базе областного Центра психолого-медико-педагогического сопровождения с последующей разработкой методических рекомендаций по работе с детьми, находящимися в детских учреждениях различного типа.

Наглядным индикатором проблем в проводимой в регионе работы по подбору, учету и подготовке граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, осуществлению надзора за соблюдением опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных являются показатели повторных отказов от детей, принятых на семейные формы воспитания. В этой связи обращает внимание рост в сравнении с 2011 годом случаев отстранения опекунов от исполнения опекунских обязанностей (в 2011 г. – 7, 2012 г. – 12).

Уполномоченный считает, что по каждому из них необходимо детально разбираться в причинах произошедшего, повышать правовую, педагогическую и психологическую грамотность работников служб психолого-педагогического, социального и правового сопровождения замещающих семей с тем, чтобы полностью исключить подобные факты.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости дополнительных усилий со стороны всех профильных региональных органов исполнительной власти и должностных лиц для реализации государственной политики, направленной на обеспечение приоритета семейных форм воспитания ребенка и сокращение масштабов детского сиротства.

В этой связи на новый качественный уровень следует поднять информированность населения по вопросам семейного устройства детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в том числе о мерах социальной поддержки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.

Во исполнение декабрьского Указа Президента РФ В.В. Путина будут осуществляться дополнительные меры по увеличению поддержки граждан, желающих взять ребенка в семью, прежде всего, – увеличение выплат приемным родителям и опекунам. Упрощены требования к материальному достатку будущих родителей, уменьшено число необходимых документов для оформления детей под опеку и на усыновление, что, безусловно, увеличит число желающих взять ребенка в семью.

Много предстоит сделать и по формированию у населения региона культа многодетной семьи при помощи социальной рекламы, региональных средств массовой информации, общественных организаций, религиозных объединений, по ориентированию граждан на прием в семью и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в рамках объявленной в России по инициативе П.А. Астахова информационной компании.

Одновременно следует обеспечивать для таких семей наиболее благоприятные условия, совершенствовать работу служб подготовки и сопровождения приемных (замещающих) семей, повышать уровень правовой, педагогической и психологической грамотности их работников.

В 2012 году в регионе было зарегистрировано 388 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет, имевших право на обеспечение жильем. Из них 113 заканчивали образовательные учреждения и имели право на получение жилого помещения в минувшем году. Решению этой задачи в области уделялось особое внимание. Работа велась в соответствии с законодательными актами, регулирующими предоставление жилья детям-сиротам, детям-инвалидам и многодетным семьям:

- Закон Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа» (принят ООСНД 23.11.2007; ред.17.03.2009);

- Закон Орловской области от 22.08.2005 №529-ОЗ «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» (принят ООСНД 12.08.2005; ред. от 01.04.2011);

- Закон Орловской области от 06.12.2007 г. № 732-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями  орловской области в сфере опеки и попечительства» (принят ООСНД 23.11.2007; ред. от 05.08.2011); к нему прилагается «Методика расчета нормативов при определении общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий Орловской области в сфере опеки и попечительства»;

- Закон Орловской области от 11.05.2010 г. №1061-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан».

Кроме того, на территории области действует долгосрочная целевая программа «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 – 2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Орловской области № 165 от 1 июня 2011 года, содержащая мероприятия, направленные на совершенствование системы постинтернатной адаптации, кадрового обеспечения и методической базы, формирование жизненных компетенций воспитанников.

Депутатами Орловского областного Совета народных депутатов в минувшем году была поддержана законодательная инициатива Губернатора Орловской области А.П. Козлова и принят закон Орловской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Орловской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон вступил в силу 1 января 2013 года. Он расширил перечень лиц из числа детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем, определил механизм предоставления ребенку-сироте жилого помещения специализированного жилого фонда. Жилье будет предоставляться детям-сиротам, достигшим возраста 18 лет, по срочному договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки и иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилое помещения. По данным органов местного самоуправления, на конец года более 1800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждались в улучшении жилищных условий, в том числе в возрасте до 18 лет – 1581 человек, в возрасте 18 лет и старше – 221 человек. Таким образом, в 2013 году объем средств, необходимый для обеспечения жилыми помещениями 221 ребенка-сироты, составляет 203,3 млн. руб. В рамках государственных программ Орловской области «Социальная поддержка граждан Орловской области» и «Образование в Орловской области» на реализацию всех социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2013 – 2016 годах планируется направить средства консолидированного бюджета в объеме 2,2 млрд. рублей. В настоящее время повсеместно осуществляются меры по проведению положений о муниципальных специализированных жилых фондах в соответствие с требованиями Закона Орловской области от 5 сентября 2012 года № 1400-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Также главами муниципалитетов рассматриваются возможности строительства на их территории нового жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на явно положительные сдвиги, актуальность проблемы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в области остается. Зачастую ее острота порождается серьезными изъянами в деятельности должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, специализированных детских учреждениях.

Так, к Уполномоченному обратилась К. с просьбой о поддержке в суде иска к администрации Свердловского района об отмене ее решения о выделении сироте жилого помещения, в котором нет элементарных удобств. Судом данное решение было отменено. При поддержке Прокурора области И.В. Полуэктова решался положительно вопрос о выделении жилья сироте Л. В канун Нового 2013 года она, в числе других 28 сирот, получила ключи от новой квартиры в перспективном микрорайоне Орла. Кстати, из этого числа 25 молодых людей получили жилье во исполнение решений судов.Этот факт – свидетельство несовершенства законодательства по данной теме, недостатков в работе соответствующих властных структур разного уровня.

Так, Прокуратурой области отмечается, что из 2772 детей-сирот, проживавших в 2012 году в сиротских учреждениях, в замещающих семьях, под опекой, попечительством, 849 не имели закрепленного жилья. При этом у 208 детей закрепленные жилые помещения требовали ремонта, в том числе 79 нуждалось в капитальном ремонте. В 42 жилых помещениях проведение капитального ремонта вообще невозможно ввиду их ненадлежащего технического состояния.

97 детей-сирот являлись обладателями квартир, требующих текущего ремонта. За весь 2012 год такой ремонт был осуществлен лишь в 4 жилых помещениях.

Несвоевременное проведение ремонта жилья детей-сирот связано, как правило, с тем, что им предстоит еще длительное время находиться в сиротских учреждениях, а в закрепленном жилье зачастую проживают родители или другие лица.

Органами опеки и попечительства, интернатными учреждениями по-прежнему допускались факты невыполнения либо ненадлежащего выполнения обязанностей по защите имущественных интересов несовершеннолетних.

Так, органами опеки и попечительства Урицкого района в период с 2008 по 2012годы не принималось мер по охране и восстановлению нарушенных прав несовершеннолетней С., находящейся под опекой. В квартире, ¼ которой на праве долевой собственности принадлежала ребенку, проживало постороннее лицо, приводившее жилье в непригодное состояние. Органы опеки и попечительства района, в нарушение Правил управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества, утвержденных Министерством просвещения РСФСР 30.10.1969, Правил осуществления проверки условий их жизни, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 необходимого обследования жилья не проводили.Только после вмешательства прокурора Урицкого района органами опеки и попечительства было направлено заявление в суд о выселении незаконно проживающей гражданки Л. из жилого помещения несовершеннолетней, которое 11.04.2012 было удовлетворено.

Органами опеки и попечительства Хотынецкого района в течение длительного времени не предпринимались меры по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за подростками П., Б., П., они и в настоящее временя непригодны для проживания.

Администрациями учреждений для несовершеннолетних в ряде случаев также не принимались достаточные меры к защите их жилищных прав, не осуществлялся контроль за сохранностью закрепленного за воспитанниками жилья.

Так, администрация Нарышкинской школы-интерната не располагала сведениями о включении либо не включении в регистр на получение жилья воспитанницы Р., имеющей соответствующее право.

Несмотря на то, что закрепленная за несовершеннолетними братьями Л. квартира, расположенная на территории п. Совхозный Урицкого района, требовала ремонта, администрация учреждения, не получив ответа на ряд писем, направленных в органы власти района, каких-либо мер для приведения ее в должное состояние не приняла.

Аналогичным образом не решался вопрос о ремонте жилого дома, закрепленного за воспитанницей Д.В марте 2012 года из администрации Кромского района в данное интернатное учреждение поступило письмо о необходимости принятия мер по оформлению жилого помещения Д., согласно ст.2 Закона Российской федерации от 4.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Решение указанного вопроса позволило бы реализовать право ребенка, предусмотренное ст.18.6, 18.7 Закона области от 22.08.2005 №529-03 «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» на получение единовременной выплаты на ремонт жилого помещения, соответствующая работа школой-интернатом не была проведена.

За несовершеннолетней П. постановлением главы Ливенского района еще от 16.02.2010 №51было закреплено жилье в доме в с. Успенское Ливенского района, принадлежащем лицу, не состоящему с ребенком в родственных отношениях. Мер, направленных на устранение данного нарушения законности, интернатным учреждением предпринято не было.

Прокурором Орловского района было установлено, что для детей-сирот И. и В., было приобретено жилое помещение общей площадью 42 кв. м. на территории Залегощенского района в с. Березовец. В соответствии с договором социального найма в него, помимо И., окончившей вспомогательную школу, были незаконно вселены еще 4 ребенка из числа находившихся в интернатном учреждении.

Постановлением главы администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района от 12.07.1999 №61 за несовершеннолетним Ш. 17.08.1994 г.р., имеющим статус ребенка-сироты, было закреплено жилье в доме, расположенном по адресу ул. Речная д. 16 в с. Дашково Урицкого района, общей площадью всего 15 квадратных метров. Проверкой было установлено, что данное жилое помещение не имело собственника, правоустанавливающие документы отсутствовали, на балансе администрации Луначарского сельского поселения жилой дом не состоял, мер по сохранности жилого помещения не принималось. В связи с выявленными нарушениями 14.11.2012 прокуратурой Урицкого района в адрес главы администрации Луначарского сельского поселения было внесено соответствующее представление.

Прокуратурой района направлено исковое заявление в суд о признании постановления главы администрации данного сельского поселения о закреплении жилой площади за несовершеннолетним Ш., незаконным, а также о признании его нуждающимся в жилом помещении.

Прокурором Ливенского района установлено, что органами опеки и попечительства Ливенского района не в каждом случае соблюдаются установленные законом сроки проверок сохранности жилья несовершеннолетних, не принимаются меры к защите их прав. Так, несмотря на то, что в актах органа опеки об обследовании жилья З. 2002 г.р. от 31.05.2011 г. и от 22.12.2011 г. следовало, что оно требовало капитального ремонта, мер к получению заключения о его пригодности (непригодности) для проживания с последующим решением вопроса о его ремонте не было принято.

Не принимались достаточные меры к ремонту закрепленных за сиротами жилых помещений органами власти Верховского района. Там, жилые помещения, закрепленные за 27 детьми-сиротами, также требовали проведения ремонта (3 –капитального, 24 – текущего).

По фактам нарушений в вопросах обеспечения жилья детей-сирот в 2012 году органами прокуратуры было выявлено 128 нарушений, внесено 18 представлений, 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесен один протест, направлено 34 исковых заявления в суд, 21 заявление рассмотрено и удовлетворено судом, 10 – находятся на рассмотрении, в удовлетворении 3 заявлений отказано. Все решения вступили в законную силу.

В связи с тем, что вопросы обеспечения жильем детей-сирот являются приоритетными и находятся на постоянном контроле у Губернатора, Председателя Правительства области А.П. Козлова, вышеназванные проблемы, безусловно, найдут свое разрешение. Уполномоченный по правам ребенка будет и впредь принимать в этой работе самое активное участие.

Создание новой структуры на федеральном уровне, которая будет заниматься проблемами детей-сирот, позволит вывести ее на новый уровень.

Уполномоченный поддерживают это решение, надеется, что и в структурах исполнительной власти разных уровней в области пройдут соответствующие изменения.