О соблюдении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в сложной жизненной ситуации

15 июля 2014 г.

В 2013 году тема защиты детства оставалась приоритетным направлением государственной политики. При этом особое внимание уделялось категории детей, нуждающихся в особой заботе государства – детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По данным Департамента образования и молодежной политики в 2013 году в системе образования Орловской области функционировали 17 государственных учреждений коррекционно-реабилитационной направленности. Сеть государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была представлена 5 детскими домами, 2 школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сеть специальных (коррекционных) учреждений включала, в себя 6 школ-интернатов VIII вида (для детей с умственной отсталостью), школу-интернат I-II вида (для глухих и слабослышащих детей), школу-интернат V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи). 2 общеобразовательные школы-интерната реализовывали, образовательные потребности детей из малообеспеченных, многодетных, неполных семей.

По состоянию на 1 октября 2013 года в учреждениях воспитывалось 1560 человек, из которых 649 (42 %) воспитанников имели статус детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Количество детей-инвалидов в них было - 400 человек (26 %), из них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 133 человека (33 %).

В области также функционировало негосударственное общественное образовательное учреждение «Детская деревня SOS - Лаврово», в котором дети-сироты (в 2012-2013 уч. году - 59 человек, на 01.10.2013 г. - 46 человек) из разных районов области адаптировались в рамках модели семейного воспитания. Его учредителем является Российский Комитет «Детские Деревни - SOS».

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с активным развитием семейных форм устройства детей, при относительной сохранности контингента специальных (коррекционных) учреждений.

Воспитание детей по семейному принципу, создание семейных групп способствует более успешной социальной адаптации воспитанников, подготовке их к дальнейшей самостоятельной, семейной жизни. Наряду с крупными учреждениями, в которых содержится от 150 до 200 воспитанников, в области в минувшем году успешно работали и малокомплектные детские дома с наполняемостью до 35 человек (Колпнянский, Должанский, Никольский детские дома), в которых были созданы условия, приближенные к домашним. По состоянию на 1 октября 2013 г. в малокомплектных детских домах содержалось 63 ребенка.

На Орловщине проводилась работа по совершенствованию условий содержания и воспитания детей.

Среднее содержание одного ребенка за 9 месяцев 2013 года составило в детском доме - 267,0 тыс. руб., в школе-интернате - 189,1 тыс. руб.

В учреждениях были созданы условия для гармоничного развития личности детей и подростков, охраны и укрепления их здоровья, принимались все необходимые меры по содействию физическому и психологическому восстановлению, социальной реинтеграции детей.

Во всех детских домах и школах-интернатах сохранено 5 разовое питание. В учреждениях имелись пищеблоки, оснащенные необходимым оборудованием. Набор и площади производственных помещений, соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Нормы питания в 2013 году для обучающихся и воспитанников областных государственных образовательных учреждений составили 164,0 руб.  на 1 человека.

Большое внимание уделялось формированию здорового образа жизни детей, созданию необходимых условий для медицинского сопровождения. Во всех учреждениях оборудованы медицинские кабинеты, обеспеченные в достаточном количестве медикаментами, лекарственными средствами, перевязочными материалами и т.д. Большинство учреждений имели медицинские блоки, в которые входят процедурные, физио-стоматологические, массажные кабинеты, изоляторы. Все учреждения укомплектованы квалифицированными медицинскими кадрами. В достаточном количестве выделялись деньги на приобретение медикаментов и моющих средств. Имелись лицензии на осуществление медицинской деятельности.     

Сохранению и укреплению здоровья способствовало развитие спортивной и физкультурно-оздоровительной работы. В школах-интернатах имеются оборудованные спортивные залы, спортивно-игровые площадки, тренажерные залы, кабинеты ЛФК. Регулярно пополнялось количество, расширялся ассортимент спортивного инвентаря и оборудования.

Продолжалась работа по реализации проекта «Школа здоровья» в интернатных учреждениях. Цель - обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решение одновременно с образованием задач по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблем социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество. В Нарышкинской, Некрасовской школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Мценском детском доме для детей дошкольного возраста, Мценском детском доме, Знаменской средней общеобразовательной школе-интернате в минувшем году данный проект  успешно реализовался.

В целях повышения эффективности и качества образовательного процесса вводились инновационные формы и методы образования.

Функционировали кадетские классы в казенном образовательном учреждении Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Некрасовская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Продолжалось профильное обучение в казенном образовательном учреждении Орловской области общеобразовательной школе-интернате «Орловский лицей-интернат» (физико-математический профиль).

Совершенствование условий образования, внедрение инновационных направлений способствовали повышению качества образования, возможности получения профессионального образования, исходя из склонностей и способностей воспитанников.

В учебных мастерских (столярный, слесарный, швейный профиль), подсобных хозяйствах, на предприятиях воспитанникам прививались навыки самостоятельной работы, осуществлялась подготовка их к трудовой деятельности.

Так, в казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» осуществлялась профессиональная трудовая подготовка в течение 3 лет (10-12 классы) по общестроительным профессиям. Обучение здесь завершается итоговой аттестацией по трудовой подготовке. По результатам экзамена учащимся присваивается квалификация по избранной профессии с выдачей свидетельства государственного образца.

В казённом образовательном учреждении Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» в определении содержания трудового обучения обязательно учитывались учебные программы учреждений начального профессионального образования. Это дает впоследствии возможность выпускникам продолжить свое обучение в профильных профессиональных училищах.

Ежегодно увеличивается количество выпускников интернатных учреждений, поступающих в учреждения высшего профессионального образования. Из 277 выпускников 9, 11 классов 2013 года 113 продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования, 46 - среднего профессионального образования, 22 - в учреждениях высшего профессионального образования (в т.ч. и за пределами области).   

Во всех интернатных учреждениях разработаны и реализовывались программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни,  позволяющие осуществить их дополнительное образование, трудовое обучение, социальную и профессиональную ориентацию, лечебно-оздоровительную работу, поддержку связей с родственниками и развитие социальных контактов. Реализация программ направлена на расширение социального кругозора учащихся и освоение ими внешкольного пространства, моральных норм и правил поведения в обществе, подготовку воспитанников к самостоятельному решению возникающих проблем, повышение их социально-психологической грамотности, знакомство с миром профессий и определение дальнейших жизненных планов выпускников. К реализации таких программ привлекались сотрудники различных учреждений, специалисты других ведомств.

Выполнялась долгосрочная областная целевая программа «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатах учреждений Орловской области на 2011-2013 годы», предусматривавшая организационно-методическое, материально-техническое обеспечение деятельности служб сопровождения воспитанников интернатных учреждений, развитие моделей постинтернатной адаптации выпускников.

Программа финансировалась за счет средств областного бюджета. Объем финансирования составил 6,75 млн руб.

Результатом реализации вышеназванной областной целевой программы стало обеспечение условий для наиболее успешной социализации и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений.

В целях совершенствования работы по сопровождению выпускников из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях сформированы службы постинтернатной адаптации воспитанников.

Наиболее оптимальной моделью службы постинтернатной адаптации Орловской области стала социальная гостиница при школе-интернате. Социальные гостиницы функционируют во всех областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа. В соответствии с Законом Орловской области от 22 августа 2005 года № 529-03 «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» выпускники учреждений могут проживать в них в течение 1 года после выпуска до решения возникших социально-бытовых проблем. Указанное положение закреплено и в уставных документах учреждений.

- Во всех учреждениях разработаны и утверждены положения о службе постинтернатной адаптации воспитанников, социальных гостиницах.

Основные направления деятельности - социальная (помощь в получении жилья, пособий, содействие в восстановлении документов, трудоустройство); социально-бытовая; профориентационная; медицинская; юридическая; психологическая.

С целью координации деятельности учреждений по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению воспитанников на базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» создан Консультационный центр по сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области.

В детских домах и школах-интернатах в достаточной мере удовлетворяются витальные потребности воспитанников, в целом удовлетворительно организован досуг детей.

Учреждения  располагают довольно эффективными методиками адаптации и реабилитации «трудных подростков». В ряде учреждений применяются и используются новые нестандартные технологии  работы с детьми.

Как уже отмечалось в данной информации, в минувшем году проводилась системная профилактическая работа по предупреждению у самовольных уходов. Основой профилактических мероприятий стало создание условий, обеспечивающих возможность полноценного развития детей, своевременного выявления типичных кризисных ситуаций.

С целью обеспечения эффективной организации деятельности, направленной на профилактику самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов и школ-интернатов, была выстроена система работы, включающая мероприятия по выявлению и учету детей, склонных к самовольным уходам, изучение их психолого-медико-педагогических особенностей, разработку индивидуальных программ профилактической работы с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.

На протяжении всего периода обучения в учебных заведениях проводится индивидуальное сопровождение воспитанников, позволяющее решать возникающие проблемы на начальных этапах.

Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, поступившего в учреждение, составляется на основании его диагностики, бесед с ним, его родителями, родственниками, изучения представленных на него субъектами профилактики характеризующих документов.

Большую роль в реализации мер по устранению причин самовольных уходов несовершеннолетних играют психолого-педагогические консилиумы, проводимые в образовательных учреждениях, задачами которых является оказание помощи детям, испытывающим трудности в социальной адаптации, осуществление индивидуально ориентированной  педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи.

В учреждениях завершено формирование правовой базы деятельности по предупреждению самовольных уходов воспитанников и организации их розыска, разработаны планы действий по предотвращению самовольных уходов несовершеннолетних  с территории.

Департаментом образования и молодежной политики  Орловской области разработан и доведен до сведенья руководства детских домов и интернатов приказ «Об утверждении методических рекомендаций «Об организации работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, и порядке взаимодействия администраций учреждений с правоохранительными органами в случаях самовольных уходов детей».        

Результатом проведения профилактической работы стала тенденция к сокращению количества самовольных уходов из интернатных учреждений.

Определенная работа в 2013 году проведена по совершенствованию их кадрового потенциала. Все учреждения укомплектованы высококвалифицированными специалистами (в том числе педагогами-психологами, социальными педагогами, логопедами, дефектологами). Систематически осуществляется повышение квалификации педагогических кадров на базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей».

В свете требований по государственной поддержке детей данной категории в минувшем году осуществлялась:

- материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - выпускников областных государственных общеобразовательных учреждений при поступлении на обучение по очной форме в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования в сумме 10106,2 рубля - для девушек, 8281,6 рубля - для юношей;

- материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, воспитывающихся и обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях всех типов и видов, при их трудоустройстве в сумме 40224 рубля - для девушек, 33990,1 рубля - для юношей;

- материальное обеспечение воспитанников общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в сумме 9398,1 рубля - для воспитанников, не относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 14025,7 рубля - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школьного возраста, 8696,8 рубля - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста;

- единовременное денежное пособие в размере 500 рублей при выпуске из областных государственных образовательных учреждений всех типов и видов;

- выплата денежных средств на их личные нужды воспитанникам интернатных учреждений в размере 66 рублей ежемесячно.

Тем не менее, одной из главных задач любого общества и государства – остается осуществление права ребенка на воспитание в семье. Поэтому актуальной является проблема устройства детей-сирот в семьи граждан, что дает возможность реализовать гарантированное право каждого ребенка на семью, решить ряд проблема его развития, воспитания и интеграции в общество.

Поэтому весь 2013 год продолжалась в учреждениях разработка и внедрение в практику системы мероприятий по определению детей-сирот в семьи граждан. В 2012 году было возращено в родные, биологические семьи, взято по опеку, устроено в приемные семьи граждан, усыновлено 237 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По предварительным данным за 2013 год 342 ребенка. Наиболее активно такая работа проводилась КОУ ОО «Некрасовская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», КОУ ОО «Мценский детский дом», КОУ ОО «Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», КОУ ОО «Мценский детский дом», КОУ ОО «Мценский детский дом для детей дошкольного возраста».

Воспитание ребёнка в кровной, биологической семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности, постоянства отношений, что является основой полноценного развития  личности.      

Поэтому в большинстве детских домов и школ-интернатов области организованы группы, в которые входят дети из одной семьи. Условия проживания в них приближены к обычным домашним.

В настоящее время прилагаются усилия, как руководителей учреждений, так органов власти, местного управления для оказания максимальной помощи  органам опеки при устройстве детей в семьи граждан. А также делается все возможное, чтобы создать тепло и уют в тех детских учреждениях, в которых дети находятся в настоящее время.       

В этих целях организован постоянно действующий семинар руководителей детских домов и школ-интернатов, на котором обсуждаются проблемы, касающиеся исполнения законодательства, направленного на охрану прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вопросы, связанные с организацией и результативностью работы учреждений в данном направлении.

С целью  восстановления нарушенных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, руководство учреждений продолжило практику регулярного обращения с заявлениями в службу судебных приставов о возбуждении исполнительных производств в отношении родителей, уклоняющихся от выплаты алиментов.

На сегодняшний день в отношении 73 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в детских домах и школах-интернатах, должны исполняться алиментные обязательства со стороны родителей, лишенных родительских прав. Однако более 60 % воспитанников алименты не получают, так как родители ведут асоциальный образ жизни и уклоняются от исполнения возложенных на них судами обязательств. Администрациями учреждений во взаимодействии со службами судебных приставов принимаются меры по устранению данных нарушений.

Детям, потерявшим одного или обоих родителей, детям, имеющим инвалидность, своевременно оформляются пенсии по потере кормильца, по инвалидности, страховые свидетельства. За истекший год оформлено 19 пенсий по инвалидности на основании решений бюро медико-социальной экспертизы воспитанникам, впервые получивших статус инвалида. 38 воспитанникам оформлены пенсии по потере кормильца.

Все поступления на лицевые счета воспитанников отслеживаются один раз в квартал, по мере необходимости открываются и переоформляются счета.

В целях решения вопросов по защите жилищных прав воспитанников специалисты интернатных учреждений осуществляют взаимодействие с главами районных и сельских администраций, жилищными комиссиями, органами опеки и попечительства, регистрационным комитетом, прокуратурой.

В результате совместных действий 57 % (465 человек) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на конец 2013 года имели  закрепленную жилую площадь. Состояли, на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях 35 % (286 человек) детей, в 18 % случаев         велась работа по решению жилищных проблем воспитанников (решались вопросы о признании воспитанников нуждающимися в жилых помещениях и постановке их на учет, о передаче жилых помещений в собственность несовершеннолетним, о сохранности жилых помещений и проведении капитального ремонта).

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в определенных случаях продолжалась работа по оформлению договоров передачи жилого помещения в собственность ребенку, принимались меры по использованию жилых помещений, находящихся в собственности воспитанников, в интересах детей: было сдано в аренду по договорам найма 10 жилых помещении, полученные средства перечислялись на лицевые счета воспитанников.

В каждом учреждении большое внимание уделялось ведению личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с установленными требованиями. Все воспитанники имели страховые медицинские полисы, страховые свидетельства государственного пенсионного страхования.     

Социальные педагоги интернатных учреждений постоянно осуществляли работу по оформлению паспортов воспитанникам при достижении ими возраста14 лет. В 2013 году  165 детей получили паспорта, и 10 воспитанникам было оформлено гражданство РФ.

Значительное внимание уделялось развитию творческих способностей учащихся. В целях интеграции в общество проводилась работа по обеспечению участия воспитанников интернатных учреждений в областных, федеральных мероприятиях спортивной, творческой, интеллектуальной, социальной направленности.

Ежегодно для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проводится областной фестиваль-конкурс «Созвездие», областной туристический слет, творческий фестиваль «Подарим детям радость», другие мероприятия.

Помимо областных, воспитанникам учреждений предоставляется возможность участвовать во Всероссийских мероприятиях. Отстаивая честь Орловской области, наши дети, как правило, завоевывают призовые места.

Организованный, разноплановый, содержательный досуг, ориентированный на потребности детей, является эффективным фактором их отвлечения от негативного влияния внешней среды, формирования общей культуры, нравственных устоев, профилактики противоправного поведения.

Ежегодно проводится областная предметная олимпиада по русскому языку, математике и обществознанию среди обучающихся 9-11 классов общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих программы общего образования. Цели олимпиады - активизация деятельности государственных образовательных учреждений Орловской области по развитию адаптивной системы общего образования к уровням и особенностям развития и подготовки одаренных детей; выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных учащихся; пропаганда научных знаний и успешной образовательной и исследовательской деятельности учащихся и учителей; активизация интереса учащихся к творческой познавательной деятельности, в том числе внеурочной.

Большое внимание уделялось  вопросам организации отдыха, оздоровления, досуговой занятости воспитанников.

Летняя оздоровительная кампания 2013 года была осуществлена в целях сохранения и укрепления здоровья детей, в т.ч. детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, повышения образовательного уровня, развития творческих способностей, социальной поддержки.

В период прошедшей летней оздоровительной кампании воспитанникам детских домов и школ-интернатов было выделено 2 290 путевок в летние загородные оздоровительные лагеря, из областного бюджета на эти цели было выделено 28 568 тыс. руб.

В период летних каникул большое внимание уделялось профориентационной работе, временному трудоустройству воспитанников детских домов и школ-интернатов. Работали лагеря труда и отдыха в Тельченской школе-интернате, Мценском детском доме, Нарышкинской школе-интернате. Содержательный досуг, спортивно-оздоровительные мероприятия здесь успешно сочетались с работой на пришкольном участке. Стройотряд воспитанников Некрасовской школы-интерната привлекался к выполнению общестроительных работ на объектах, возводимых строительной компанией, шефствующих над интернатом.

Успешному функционированию учреждений способствовало создание попечительских советов, в состав которых вошли представители органов исполнительной власти Орловской области специальной компетенции, муниципальных органов исполнительной власти, территориальных подразделений федеральных органов (Прокуратуры, Следственного управления следственного комитета РФ по Орловской области, Управления внутренних дел, Федеральной службы безопасности), представители Орловского юридического института МВД России, Академии ФСО, а также органов опеки и попечительства, благотворительных фондов и общественных организаций, депутаты районных и городских Советов, Орловского областного Совета народных депутатов, представители духовенства и бизнеса, сотрудники учреждений здравоохранения и образования, родители и др. Деятельность попечительских советов направлена не только на укрепление материально-технической базы учреждений, улучшение условий содержания, воспитания и обучения воспитанников, но и оказание помощи в их духовно-нравственном становлении.  Уполномоченный работает в составе подобного Совета  в Некрасовском интернате.

Улучшению материально-технической и учебно-методической базы -учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствовало реализация программно-целевого подхода, в результате чего учреждения получили необходимое медицинское, спортивное, специализированное, технологическое оборудование, транспортные средства, учебную литературу, мебель и др.

Особое внимание в минувшем году в учреждениях уделялось проведению мероприятий по обеспечению безопасности.

Все учреждения были обеспечены системами оповещения о пожаре (АПС) и системами слежения за безопасностью.

Во всех областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа произведен монтаж объектового блока по централизованному наблюдению за автоматической пожарной сигнализацией и выводу сигнала о срабатывании АПС на пульт ЕДДС «01».

Составлены паспорта комплексной безопасности и антитеррористической защищенности на все областные государственные образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием детей.

В настоящее время все учреждения обеспечены круглосуточной стационарной военизированной охраной, экипированной спецсредствами.

Для обеспечения пожарной безопасности учреждениям интернатного типа регулярно выделяются средства на техническое обслуживание АПС, приобретение средств индивидуальной защиты и пожаротушения, зарядку огнетушителей, осуществление пропитки деревянных конструкций, проведение замеров сопротивления электрических контуров др.

В минувшем году осуществлялась целенаправленная работа по совершенствованию законодательного, нормативного правового регулирования вопросов защиты детства, улучшения положения детей с особыми потребностями.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения в целом обеспечивали дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 В 2012 - 2013 уч. году в учреждениях Орловской области получали образовательные услуги более 2 тыс. детей-инвалидов.

Необходимо отметить, что здесь постоянно ведется поиск наиболее  оптимальных форм качественного, эффективного образования, позволяющего ребенку-инвалиду адаптироваться в среде сверстников, быть конкурентноспособным в выборе профессионального пути, максимально готовым к самостоятельной жизни.

В рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», областных целевых программ в сфере образования принимались меры по созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечению условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с особыми потребностями.

В последние годы в области многое делается для интеграции детей- инвалидов в общеобразовательную среду, где они обучаются вместе с нормально развивающимися сверстниками.

В 2013 году в 136 специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях (школах-интернатах) обучались более 1300 детей данной категории.

В классах компенсирующего обучения занимались  более 500 детей. Занятия физкультурой для детей-инвалидов, посещавших общеобразовательные школы, были организованы в спецмедгруппах, некоторым детям по заключению врача предоставлялся дополнительный день отдыха в течение рабочей недели. Всем детям-инвалидам, обувшихся  на дому или в форме семейного образования, выплачивалось компенсация за питание.

Конституционное право детей-инвалидов на получение основного общего образования соблюдалось повсеместно, отчисление таких учащихся не допускалось. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов проводилось с соблюдением требований положения.

В минувшем году в общеобразовательных учебных заведениях осуществлялся процесс создания  надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих доступ детей-инвалидов в школьные здания, передвижение по ним, пребывание в классах - включая пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование.

Предпринимались меры по созданию в универсальной безборьерной среды, позволяющей  обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Они включали устройство пандусов, расширение дверных проемов, установку перил вдоль стен внутри здания, установку подъемных устройств, оборудование санузлов, переоборудование и приспособление помещений (столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, спортивных залов), создание информационных уголков для инвалидов и их родителей и т.д.

Для организации в указанных образовательных учреждениях коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобреталось специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт.

В 2013 году в Орловской области одновременно реализовывались пять подходов в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1.      Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов.

2.      Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3.      Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе с обычными детьми.

4.      Надомное обучение.

5.      Обучение детей-инвалидов в форме дистанционного образования. Велась разработка предложений для более успешной реализации

инклюзивного образования в Орловской области.

На базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей» создан Ресурсный центр вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей-инвалидов является интеграция. Организация их обучения в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет таким детям с ограниченными возможностями здоровья постоянно общаться с «обычными» сверстниками, способствует социальной адаптации и интеграции инвалидов в социум.

В области в минувшем году функционировала достаточная сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений для обучения, содержания и воспитания детей с различными формами патологии и степени ее выраженности.

Детям-инвалидам дошкольного возраста были предоставлены необходимые реабилитационные меры и созданы условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключало возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создавались специальные дошкольные учреждения.

В соответствии с действующим законодательством дети-инвалиды обеспечивались местами в дошкольных учреждениях в первоочередном порядке, их родители освобождались от платы за содержание в дошкольном учреждении.

В соответствии с задачами реализации приоритетного национального проекта «Образование» и в целях развития инновационного движения, на территории Орловской области в 2013 году была продолжена работа в рамках регионального эксперимента «Реализация инклюзивных подходов в образовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», в котором принимали участие различные образовательные учреждения г. Орла и Орловской области: детские сады, Центры развития ребенка, НШДС. Были разработаны и успешно реализовывались составляющие компоненты инклюзивного образования на ступени дошкольного образования в ряде образовательных учреждений области:

- организация консультативных пунктов для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ;

- создание групп комбинированного вида для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- организация взаимодействия специалистов в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание модели раннего сопровождения детей с дефектами сложной структуры и их родителей;

- взаимодействие специалистов ДОУ с семьями, имеющих детей с речевой патологией.        

Уполномоченный отмечает, что эффективным средством организации образования детей-инвалидов, особенно имеющих трудности в передвижении, стало развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционное обучение предполагает сочетание индивидуальных занятий ребенка с учителями на дому и дополнительного количества часов, отведенных на изучение предметов с использованием дистанционных технологий. Такая форма получения образования возможна, если ребенок не имеет медицинских противопоказаний для длительной работы с компьютером. Учитывается и суммарный объем учебной нагрузки, который не должен превышать предусмотренный санитарно-гигиеническими требованиями.   

Орловская область была включена в реализацию целевого проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов»  в 2009 году. Проект предусматривает обеспечение доступа детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, расширение возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество.

На базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечены условия для реализации проекта.

В 2013 году в форму дистанционного обучения было вовлечено 172 ребенка-инвалида. Специальную подготовку прошли 155 педагогических работников.

Еще в 2012 году Губернатором Орловской области А. П. Козловым было принято решение о передаче в безвозмездное пользование выпускникам - участникам проекта компьютерного оборудования для дальнейшего обучения. Комплекты оборудования в 2012 году получили 9 выпускников, в 2013 году - 8 выпускников.

В области  сохранена система специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов. Коррекционно-реабилитационное образовательное пространство области обеспечивает потребности в образовательных услугах детей, имеющих отклонения в здоровье и развитии.  

На начало учебного года в области функционировало 10 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, из них: 8 школ- интернатов, 2 муниципальные школы, с общей с численностью 1350 обучающихся (воспитанников).

Как уже отмечалось выше, областных государственных специальных (коррекционных) учреждении ныне включает в себя 6 школ-интернатов VIII вида (для детей с умственной отсталостью), школу-интернат I-II вида (для глухих и слабослышащих детей), школу-интернат V  вида  (для детей с тяжелыми нарушениями речи),        она соответствует социальному заказу, ориентирована на потребности детей с различными нарушениями (умственной отсталостью, нарушениями слуха, речи, зрения и др.)

На базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» сформирована электронная база данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, и детях-инвалидах, находящихся в учреждениях интернатного типа, которая регулярно обновляется и пополняется.

В области сформирована и функционирует служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, представленная 16 центрами психолого-педагогического и медико- социального сопровождения, локальными службами сопровождения образовательных учреждений, психолого-педагогическими консилиумами, психолого-медико-педагогическими комиссиями.

Основные направления деятельности службы помощи - диагностико- коррекционное, профилактическое. Сеть психолого-медико-педагогических комиссий играет существенную роль в своевременном выявлении проблем в развитии ребенка, определении адекватного образовательного маршрута, формировании системы коррекционно-развивающего обучения.

Следует отметить, что большое внимание уделяется связям с бюро медико-социальной экспертизы. По направлению специалистов бюро, сотрудники центров оказывают социально-психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам согласно индивидуальной программы реабилитации, определяют оптимальный образовательный маршрут. Специалисты врачебно- физкультурного диспансера консультируют и определяют программу физического развития и реабилитации детей.

Одной из основных задач центров психолого-медико-социального сопровождения является оказание психолого-педагогической и социальной поддержки детям-инвалидам и их семьям. Проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с детьми-инвалидами (детьми с синдромом Дауна, РДА, ДЦП, умственной отсталостью и др.) с использованием оборудования сенсорной комнаты, компьютерных игр. Организована канис-группа (совместно с Орловским клубом кинологов). Большое внимание уделяется организации досуга детей: организуются праздники, экскурсии, спектакли, конкурсы, выставки, работают кружки и т.д. Специалисты центров осуществляют патронаж семей, имеющих детей- инвалидов, представляют интересы детей и их семей в органах законодательной и исполнительной власти, в различных общественных структурах.

На базе областного Центра психолого-медико-социального сопровождения создана региональная общественная организация «Общество помощи аутичным детям «Солнышко», функционирует клуб «Радуга», который оказывает социально-психолого-педагогическую поддержку родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

В службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения занято более 600 профессиональных педагогических кадров, в том числе: 74 педагога-дефектолога, 45 учителей-логопедов, 89 педагогов- психологов, 65 социальных педагогов.

Весь минувший  год  продолжалась  системная работ по повышению квалификации этой категории работников.

Подготовка и переподготовка кадров для системы специального (коррекционного) образования, службы психолого-медико-социального сопровождения осуществлялась на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии Орловского государственного университета, Мезенского и Болховского педагогических колледжей, кабинете коррекционной педагогики областного института усовершенствования учителей.

Улучшению материально-технической и учебно-методической базы, учреждений коррекционно-реабилитационной направленности способствовало то, что   в регионе  в 2013 году реализовывался ряд  федеральных и областных целевых программ, в результате чего учреждения получили необходимое медицинское, спортивное, специализированное, технологическое оборудование, оснащение для учебно-производственных мастерских, транспортные средства, учебную литературу, мебель и др.

Так в рамках долгосрочной областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов (Доступная среда) на 2012-2014 годы» осуществлялись мероприятия по организационно-методическому регулированию проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, обеспечению доступности, повышению эффективности и качества образования для детей данной категории, укреплению материально-технической базы учреждений.

По данным Департамента образования  и молодежной политики по состоянию на  01.10.2013 года в Орловской области насчитывалось 2 649 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 1 612 – находящихся на воспитании  в семьях: под опекой (попечительством) – 1 214 детей, в приёмных семьях - 398. В интернатных учреждениях области и в учреждениях профессионального образования обучалось и воспитывалось 1 036 детей, оставшихся без попечения родителей. За 9 месяцев 2013 год было выявлено и учтено 209 детей, оставшихся без попечения родителей. Устроено на воспитание в семьи 280 детей, в том числе под опеку (попечительство) - 140, в приемные семьи - 101, на усыновление - 39 детей, оставшихся без попечения родителей (на иные усыновленные -0). По итогам года их общее число составило 342 (почти на 70%больше итогов 2012 года).

Одним из основных путей повышения эффективности развития семейных форм устройства в области стало создание комплексной системы государственной помощи семьям, принявшим детей-сирот на воспитание в семью.

В качестве первоочередных мер по государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, переданных на воспитание в семью в 2013 году были определены:

- выплата единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 13087,61 руб. с 1.01.2013 года с финансированием его выплаты из федерального бюджета. На 1.10.2013 года на выплату единовременного пособия, при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью было направлено 2 млн. 437 тыс. 831 рубль.

- выплата ежемесячного пособия на содержание ребенка в опекунских и приемных семьях в размере 5315,09 рублей и вознаграждение приемным родителям за каждого взятого на воспитание в семью ребенка в размере 3572,97 рублей в месяц и 5359,45 рублей в месяц - за ребенка-инвалида. Сумма средств областного бюджета на содержание в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, и на вознаграждение приемным родителям составила на 1.10.2013 года 85млн. 836 тыс. 832 рубля.

- выплата единовременного пособия в размере 50 тысяч рублей при усыновлении ребенка в соответствии с Законом Орловской области от 12.11.2008 г. № 832-03 «О социальной поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с финансированием выплаты из областного бюджета. На 1.10.2013 года на эти цели было направлено 1 млн. 52 тыс. 200 руб.

Кроме того, для детей-сирот были предусмотрены следующие виды выплат:

- материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - выпускников областных государственных общеобразовательных учреждений при поступлении на обучение по очной форме в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования в сумме 11301,76 рубля для девушек, 9261,32 рубля - для юношей;

- материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, воспитывающихся и обучающихся в областных государственных образовательных учреждениях всех типов и видов, при их трудоустройстве в сумме 44982,5 рубля - для девушек, 38011,13 рубля - для юношей;

- единовременное денежное пособие в размере 500 рублей при выпуске из областных государственных образовательных учреждений всех типов и видов;

- оплата проезда в размере 300 рублей в месяц;

- оплата проезда 2 раза в год к месту учебы и обратно к месту жительства в размере стоимости билетов.

В соответствии с требованиями федерального законодательства были поставлены на учет и включены в единый региональный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, 834 человека в возрасте от 14 лет и старше. В соответствии с требованиями федерального законодательства обеспечиваются жильем граждане названной категории в возрасте 18 лет и старше. Согласно мероприятиям государственной программы Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013-2016 годы» в 2013 году  было запланировано приобретение 129 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на общую сумму 119,06 млн рублей. По данным Департамента образования и молодежной политики  для детей-сирот, нуждающихся  предоставлении жулья и стоящих на учете, в 2013 году было приобретено 136 помещений.

 В целях активизации  устройства  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан, информированности населения, неконфиденциальная информация о детях публиковалась на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в интернет-проекте Губернатора и Правительства Орловской области «Путь домой» государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр». По Орловскому телевидению (ГТРК «Орел» (ТВ)) регулярно транслировались репортажи о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью («Вести - Орел») и о семьях, принявших детей на воспитание в замещающие семьи (передача «Семейный круг»). Статьи о семейных формах устройства, детях и семьях публиковались в областных и районных газетах. В эфире региональных радио и телеканалов (ТК «Первый городской») размещались  видео и радиоролики социальной рекламы, которые были  посвящены развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей. На улицах областного центра была размещена социальная реклама, рассказывающая об этих детях и семьях, принявших их на воспитание.

В рамках Контракта с ООО «ТРК Пока все дома» создано 50 видеопаспортов на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях Орловской области. Интернет-версии видеопаспортов детей размещены на персональной странице Орловской области общероссийского Интернет-сайта VIDEOPASPORT.RU. Изготовлены и размещены баннеры о проекте «Видеопаспорт ребенка» со ссылкой на сайт проекта на ресурсе государственной специализированной информационной системы «Портал Орловской области - публичный информационный центр», Орловском городском портале, региональном портале infoorel.ru, на портале Интернет- издания «Орловское информбюро», на сайте Vorle.ru. Проводилась работа по освещению в СМИ цикла материалов о работе в Орловской области проекта «Видеопаспорт ребенка» (программа «Первые новости» - Первый городской канал, передачи «Утро. Орел», «Вести - Орел»). Телеканал «Истоки-Инфо» в настоящее время постоянно транслирует видеофильмы о детях, оставшихся без попечения родителей, по Орловской области.

Все видеопаспорта активно использовались при работе с кандидатами в усыновители, опекуны, приемные родители, обратившимися в Департамент образования и молодежной политики, органы местного самоуправления.

По запросам граждан предоставлялись видеоматериалы и печатные материалы о детях для дальнейшего просмотра дома и показа родственникам. Данные меры позволили расширить количество кандидатов в усыновители, кандидатов в опекуны, кандидатов в приемные родители. На конец 2013 года  37 детей из 50 были устроены на воспитание в семьи российских граждан.

Для подготовки приемных родителей и опекунов, оказания им консультативной помощи  и дальнейшего сопровождения приемных и  опекунских семей в  области продолжали работу  16 «Школ приемных родителей»,  созданных на базе областного и районных центров психолого-медико-социального и  педагогического сопровождения. В службах сопровождения  в 2013 году состояли на учете и получали услуги 1115 приемных и опекунских семей. Данной категории семей также оказывали помощь и социальные услуги учреждения социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения.

Уполномоченный в данной информации умышленно довольно подробно изложил позитивные моменты в деятельности  по поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, структур государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественности, что показать, что данными вопросами в области занимаются целенаправленно, последовательно, основательно. И сделано, уже не мало. Вместе с тем реальная ситуация свидетельствует о том, что предстоит сделать еще очень и очень много. Есть в этой работе и серьезные сбои и недочёты, остывшие возможными из-за халатности отдельных должностных лиц по всей вертикали управления. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы, поступившие Уполномоченному в 2013 году. Жалоб по вопросам социального обеспечения, алиментных выплат, пособий, нарушений прав детей-сирот на жилье в минувшем году поступило 181.

С 2011 года первое место в данной  тематике обращений занимают жилищные проблемы. В минувшем году в сравнении с 2012 годом их количество составило 125, что на 40 обращений больше.

Как уже отмечалось выше основное количество обращений поступило от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не реализовавших свое право на получение льготного жилья по следующим причинам:

- неправомерного закрепления жилых помещений;

- отказов в постановке на учет для предоставления льготного жилого помещения;

- в связи с закрепление ветхих помещений не пригодных к проживанию или находящихся в собственности у родственников;

- предоставления жилых помещений в удаленной местности и недостаточно пригодных для проживания;

- в связи с отсутствием знаний своих прав и упущением времени постановки на учет;

- а также выселение несовершеннолетних и снятие их с регистрационного учета собственниками жилых помещений.

Каждый из этих фактов внимательно рассматривался Уполномоченным, принимались конкретные меры по восстановлению нарушенных прав детей и подростков.

В 2013 году органами прокуратуры систематически проверялось соблюдение законодательства о социальной защите несовершеннолетних, об охране их жизни и здоровья. При этом особое  внимание уделялось своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей. Прокуроры принципиально реагировали на факты жестокого обращения с детьми, мерами прокурорского реагирования добивались восстановления нарушенных жилищных и имущественных прав.

В частности прокурорами проверялась законность деятельности органов государственной власти, местного самоуправления при расходовании бюджетных средств на приобретение жилья детям-сиротам и лицам из их числа, а также при реализации Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. от          28.07.2012).

Проверки показали, что по состоянию на, 01.01.2013 на учете  в органах местного самоуправления значилось 1292 ребенка сироты возрасте от 14 лет и старше.

Поскольку вступившим в силу с 01.01.2013 Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был расширен перечень оснований признания граждан указанной категории нуждающимися в улучшении жилищных условий, общее количество детей- сирот, обратившихся с заявлением о предоставлении жилья, увеличилось на 117 и на 1 ноября 2013 года на учете уже состояло  1 409 человек.

На момент осуществления проверки в рамках государственной программы «Социальная поддержка  граждан в Орловской поддержка граждан в Орловской области на 2013-2016 годы»  на указанную в бюджете области на 2013 год сумму 110 926,9  тыс. руб. было приобретено 91 жилое помещение на сумму 64,67 млн руб. На различных стадиях оформления муниципальных контрактов находилось 34 жилых помещения на 41,79 млн руб.

В стадии проведения электронных аукционов находилось в то время приобретение 9 квартир по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с судебными решениями на сумму 8,14 млн.руб.

Мерами прокурорского реагирования в 2013 году были восстановлены жилищные права 9 граждан данной категории, в 2012 году-14

Всего же в ходе проверки в 2013 года прокурорами было выявлено 65 нарушений законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, в целях устранения которых принесен один протест, направлено 9 заявлений в суд, внесено 16 представлений, по ним 7 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

В октябре  2013 года был проведен мониторинг исполнения органами местного самоуправления области решений судов о возложении обязанностей по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа жилыми помещениями по договорам социального найма.

Было установлено, что 29 решений судов, принятых до 01.01.2013, о предоставлении жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма, не исполнены по причине невыделения бюджетных средств для закупки квартир и дальнейшей передачи их детям-сиротам по договорам социального найма.

С 01.01.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам данной категории предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом области от 07.12.2012 № 1431-03 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»  были утверждены ассигнования на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 110926,9 тыс. рублей. Бюджетные средства на закупку квартир для передачи их по договорам социального найма не предусматривались. Таким образом, решения судов, обязывающие районные администрации предоставить жилые помещения детям-сиротам по договорам социального найма, принятые до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ и не исполненные в 2012 году, не могли быть исполнены в 2013 году по причине отсутствия финансирования на эти цели.

Указанное обстоятельство порождало справедливые жалобы детей-сирот и лиц из их числа.  

В целях защиты жилищных прав детей-сирот прокуратурой области в адрес Департамента образования и молодежной политики области внесено представление, по результатам рассмотрения которого в   Законе Орловской области «О бюджете Орловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»  было запланировано выделение 257 347,3 тыс.руб. на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В результате принятых мер прокурорского реагирования, в настоящее время в области принимаются меры по обеспечению жильем детей указанной категории.

Органами прокуратуры, выявлялись нарушения, допущенные Органами опеки и попечительства, администрациями интернатных учреждений по невыполнению, либо ненадлежащему выполнению обязанностей по защите имущественных интересов несовершеннолетних.

Так, Северном районе г. Орла, Краснозоренском, Хотынецком и других районах области были выявлены случаи ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства, местного самоуправления возложенных на них обязанностей по сохранности закрепленных за детьми-сиротами жилых помещений.

Имели место нарушения и в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так в КОУ ОО - общеобразовательная школа-интернат «Орловский лицей- интернат», нарушались требования санитарных норм и правил при организации образовательного процесса. Несмотря на то, что учреждение относится к категории учреждений с круглосуточным пребыванием детей, в нем отсутствовал независимый резервный источник электропитания.

При проверке КОУ ОО «Должанский детский дом» были выявлены  факты использования продуктов питания для детей без надлежащих сопроводительных ветеринарных документов.           

В данной информации Уполномоченный уже отмечал факт гибели в пожаре двух малолетник мальчиков, имевший место в Ливенском районе.

Органами прокуратуры была проведена специальная проверка по данному случаю.

Его было установлено, что в указанном жилом доме проживала многодетная семья (четверо детей)  малообеспеченная семья гражданки С., в которой воспитывалось двое малолетних детей 2009 и 2011 г. рождения.

По месту регистрации в д. Редькино Ливенского района семья не проживала с 2006 года, поскольку жилой дом находился в состоянии, непригодном для проживания.

С 2006 по 2011 годы семья проживала без регистрации в благоустроенной квартире, расположенной в д. Росстани Ливенского района, но в связи со смертью нанимателя указанной квартиры и образованием задолженности по жилищно-коммунальным услугам, семья была вынуждена переселиться в жилой дом, расположенный по адресу: д. Росстани, ул. Железнодорожная, д. 4 «б».

Жилищные условия многодетной семьи в указанном доме не отвечали требованиям безопасности проживания в нем детей. На момент проверки в доме отсутствовало какое-либо отопление, дом отапливался при помощи электрического нагревателя, отсутствовали система водоснабжения, централизованная газификация.

Таким образом, фактически семья гр. С.          являлась семьей социального риска, однако на учете в органах системы профилактики, в том числе в органах опеки и попечительства, как семья этой категории, не состояла.

На учете в филиале по Ливенскому району КУ ОО «Областного Центр социальной защиты населения» (далее - Центр по Ливенскому району) семья гр. С. состояла как многодетная с 25.12.2009 года, в связи с чем, посещалась специалистами службы по месту жительства в 2010 - 2012 г.г. (в течение 2013 г. семья не посещалась, т.к. помещение было запланировано согласно графику в октябре 2013 года - с началом отопительного сезона).

Согласно справке по форме 2 НДФЛ с места работы гр.С.общая сумма ее дохода за 8 месяцев 2013 года составила 150381,89 рублей, из которой удержаны налоги в сумме 1126 рублей.

Таким образом, с учетом  ежемесячных пособий на каждого члена  семьи  приходилось    по   4 498,74  руб. в месяц.   Таким образом   семья    являлась еще и малообеспеченной.

 В ходе проверки деятельности филиала по Ливенскому району КУ ОО «Областного Центр социальной защиты населения» (далее - Центр по Ливенскому району) установлено, что его деятельность не в полной мере соответствовала требованиям законодательства.

В нарушение ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9, 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» надлежащий контроль за семьей не осуществлялся.        

Несмотря на то, что семью ежегодно посещали работники Центра социальной защиты населения по Ливенскому району, указанные проверки носили формальный характер. Учитывая социально опасное положение семьи (отсутствие соответствующего дохода, воспитание детей в неполной семье), специалистами Центра по Ливенскому району, обязанными во взаимодействии с иными органами и учреждениями профилактики принимать превентивные меры по предотвращению семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних, реальные условия проживания семьи, причины, по которым семья из благоустроенной квартиры была вынуждена переселиться в неблагоустроенный жилой дом, не выяснялись.

С целью исключения обстоятельств, угрожающих жизни и здоровья детей не устанавливались причины непосещения малолетними детьми дошкольного учреждения. Какой-либо помощи в данном вопросе гр. С. не оказывалось.

Кроме того, несмотря на наличии в Центре по Ливенскому району сведений о социальном неблагополучии данной семьи, какие-либо меры по оказанию семье помощи во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для выхода семьи из трудной жизненной ситуации принято не было.

Аналогичные нарушения выявлены при проверке деятельности филиалов КУ ОО «ОЦСЗН» по Свердловскому и Покровскому районам, работа которых также не соответствовала предъявляемым требованиям.

По результатам проведенной проверки в адрес заместителя Председателя Правительства области прокуратурой было представление, по результатам рассмотрения которого 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

По данным Департамента здравоохранения и социального развития на 1 октября 2013 года на учете в учреждениях социальной защиты населения Орловской области состояло 2 408 семей, в которых воспитывалось 2 467 детей-инвалидов.

Комплекс услуг детям-инвалидам и их семьям в минувшем году в области оказывало бюджетное учреждение «Областной реабилитационный центр для ограниченными возможностями». В составе центра работали 3 отделения:  дневного пребывания, стационарное и социального сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Учреждение предоставляло широкий спектр услуг, оказывая значительную помощь и поддержку семьям в воспитании «особых» детей. Специалисты Центра вели работу по формированию у детей представлений об окружающем мире, сенсорных эталонов, навыков общения, социально-бытового ориентирования, мелкой и общей моторики. На базе учреждения оказывались ребенку-инвалиду медико-социальные услуги, такие как медицинский массаж, занятия по лечебной физкультуре, занятия для детей с органическим поражением центральной нервной системы с использованием лечебного костюма «Адели».

Центр представлял социальные услуги не только демям- инвалидам, но и их родителям. В данном направлении использовался метод активного вовлечения родителя в реабилитационный процесс, как в качестве стороннего наблюдателя, так и непосредственного участника. На базе Центра работала «Школа для родителей, в рамках которой реализовывались коррекционная Программа по формированию позитивных семейных взаимоотношений через совместную творческую деятельность, программа тренингов для родителей по стрессоустойчивости, технологии обучения родителей приемам семейной игровой терапии, лекторий по повышению компетентности в вопросах воспитания и развития «особого» ребенка.

Для жителей области действовало стационарное отделение, которое располагалось на базе санатория-профилактория «Лесной». Дети с родителями (или другими сопровождающими) проживали и питались в нем бесплатно за счет средств областного бюджета. В 2013 году стоимость путевки для родителя и ребенка составила 32 940 рублей. За 9 месяцев 2013 года курс реабилитации здесь прошли 99 семей. Также в стоимость путевку были включены медицинские услуги ребенку. Кроме того, Центром предоставлялись психолого-педагогические услуги, социально-бытовые, проводились коррекционно-развивающие занятия. Родители обучались навыкам индивидуального ухода за ребенком, овладевали азами в области детской психологии, учились преодолевать сложности, возникающие в быту, а также при общении ребенка со здоровыми сверстниками.

Социальные услуги предоставлялись детям от рождения и до 18-летнего возраста независимо от патологии. Центр обеспечен необходимым реабилитационным  и спортивным оборудованием, приобретенным за счет средств областного бюджета, выделенных в рамка  долгосрочной областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012-2014 годы».

Актуальным и наиболее востребованным направлением работы Центра стала организация социального сопровождения семьи. Данная форма  работы была внедрена еще в  2012 году и стала  популярной среди родителей. В ее рамках специалистами центра оказывалась помощь семьям до уходу за ребенком-инвалидом, в том числе предоставление родителям свободного времени, организации досуга ребенка-инвалида в домашних условиях, проведении коррекционно-развивающих занятий. Подобные структуры работают по тем же  принципам в каждом районе области.  Осуществляли их функционирование  специалисты центров социального обслуживания населения, филиалов и отделов социальной защиты населения. В 2013 году практически каждая вторая семья, воспитывающая ребенка-инвалида, (более 1,3 тыс.) пользовалась данной услугой.

Кроме того, услуги по социальной реабилитации детей- инвалидов в регионе оказывали отделения, функционирование в  составе комплексных центров социального обслуживания населения и в специализированных учреждений пая несовершеннолетних.

По информации отраслевого Департамента за 9 месяцев 2013 года, в ходе реализации Закона Орловской области от 29 октября 2003 года № 357-03 «О государственной социальной помощи в Орловской области», 176 семей  с детьми-сиротами получили материальную помощь на общую сумму 870 733 руб., 476 семей натуральную помощь в виде одежды, обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, средств индивидуального ухода за детьми (на общую сумму 350 320 рублей), другие виды социальных услуг (консультативная помощь, правовая, психологическая и т.д.) были оказаны 1 393 семьям, из них 789 семей получили данные услуги в специализированных отделениях.

На территории Орловской области функционировали три детских дома-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых проживал 181 ребенок, в том числе 21 ребенок из числа детей-сирот и 135 детей, оставшихся без попечения родителей:

- БСУ СО ОО «Волховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»;

- БСУ СО ОО «Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»;

- БСУ СО ОО «Глазуновский детский дом-интернат»