О защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и преступлений, совершенных в отношении их

14 ноября 2011 г.

«Дети-это наша старость. Правильное воспитание- это
наша счастливая старость, плохое воспитание - это,
будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед
другими людьми, перед всей страной»
А. С. Макаренко

Проблема профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, предотвращения преступлений в отношении их, отличаются особой остротой и актуальностью, и требует комплексного подхода всех общественных и правовых институтов нашего общества. Это направление деятельности является одной из важнейших государственных задач и  находится на особом контроле у Президента Российской Федерации и руководства нашей области. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушения несовершеннолетних во многом определяют криминальную ситуацию в стране на ближайшие годы.

В целях решения данной проблемы в области реализуются более 10  комплексных программ по обеспечению государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите и реализации их прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности:«Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007 -2011 годы», «Молодежь Орловщины (2006-2010 годы)», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2015 годы», «Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в условиях принятия антикризисных мер в Орловской области на 2009-2010 годах», а также программы повышения уровня дорожной безопасности «Цель-Ноль» на 2010 -2015 годы,  содействия занятости населения Орловской области на 2008 -2010 годы,  развития образования в Орловской области на 2006 -2010 годы,  которые включают ряд разделов, в том числе мероприятия,  направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Программными  документами определены основные мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, предусмотрено их финансирование, оговорены критерии оценки их результативности.

В течение 2010 года представителями органов и учреждений системы профилактики  области  проводились  широкомасштабные акции «Милиция и дети», «Без наркотиков», оперативно- профилактические операции «Подросток», «Всеобуч», «Шанс», «Лидер», акции «Связь поколений», «Даже не пробуй!»,«Алкоголь приносит много бед, скажем алкоголю нет!», «Помоги ветеранам», «Твоя судьба в твоих руках»,комплекс оперативно-профилактических мероприятий в местах массового отдыха молодежи.

Уполномоченным по правам ребенка в ноябре 2010 года, в целях оптимизации и координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, в  областном центре культуры проведена  межведомственная профилактическая акция «В единстве наша сила».  В мероприятии приняли участие около 600 человек: депутаты городского Совета народных депутатов, представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов г. Орла, органов образования,  управления социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, сотрудники УВД, УФСКН, УФСИН России по Орловской области, представители общественных организаций. Присутствовали более 140 воспитанников образовательных учреждений интернатного типа;  80 учащихся начального профессионального образования; 60 подростков, состоящих на учете в ПДН УВД по г. Орлу вместе с родителями, более 200 учащихся образовательных школ г. Орла.  Около 40 лучших представителей системы профилактики области отмечены благодарностью.

Наработанная в области практика взаимодействия всех органов и учреждений системы профилактики позволиластабилизировать уровень подростковой преступности, а в течение последних 3 лет  значительно снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. По данным УВД по Орловской области в 2010 годуими совершено 419 преступлений (АППГ-504),снижение на16,9%. Удельный вес составил 4,9 % (АППГ-5,6 %). Из общего числа зарегистрированных преступлений (13660) подростками совершено 419, т.е. каждое 33-е преступление.

В совершении преступлений приняли участие 314 подростков (АППГ - 431), снижение на 27,1 %,  количество лиц, которые ранее совершали преступления,снизилось на 38,3 % (с 60 до 37).  Более 70 % совершают преступления подростки в возрасте  16- 17 лет,однако наблюдается тенденция к увеличению количества преступлений, совершенных лицами от 14 до 15 лет, что свидетельствует о нерешенности базовых проблем молодежи  - занятость, социальная интеграция и здоровый досуг, патриотическое воспитание.

По данным областного статистического управления на территории области зарегистрировано 136 тыс. 835 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет.

Проведенный анализ преступности несовершеннолетних за 2010 год позволяет сделать вывод, что из общего числа детского населения, проживающего на территории области, лишь 0,08  % несовершеннолетних совершили общественно - опасные деяния (91), 0,9 % - преступления (314). 

В последние годы значительно изменилась структура подростковой преступности, и в первую очередь это связано с происходящими социально- экономическими изменениями в государстве.

Вследствие падения жизненного уровня населения подростки стали совершать, в основном,  преступления из корыстных побуждений.Доля имущественных преступлений, совершенных несовершеннолетними, постоянно растет, в истекшем году она превышает 70 %.  Около 60 % от общего числа преступлений, совершаемых подростками, составляют кражи.

При этомбольшуючасть преступлений против собственности совершают подростки группысоциального риска, находящиеся в трудной жизненной ситуации,из неблагополучных либо малоимущих семей, не имеющих постоянного источника дохода (86 подростков), либо безработные.

Невыполнение законодательства, направленного на обеспечение гарантий реализации прав несовершеннолетних на труд и свободный выбор профессии приводит к тому, что многие несовершеннолетние, особенно в сельских районах, по независящим от них причинам, попадают в категорию безработных.

Нам видится, что в решении этой проблемы назрела необходимость в разработке механизма  экономической заинтересованности  работодателей  при  заключении договоров на трудоустройство  несовершеннолетних на законодательном уровне.

Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка поддерживает направленноев декабре 2010 года прокуратурой области в Областной Совет народных депутатов предложение о необходимости принятия Закона области о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних.

До настоящего времени региональным законодательством  квотирование рабочих мест для несовершеннолетних предусмотрено не было. Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области» признан утратившим силу Закон Орловской области от 9 октября 1997 года № 57-ОЗ «О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», в связи с чем, квота для приема на работу установлена лишь для инвалидов.

Практически по каждому факту принятия на работу несовершеннолетних прокурорами районов проводились проверки.По данным областной прокуратуры в  2010 году выявлялись  нарушения в сфере занятости несовершеннолетних. Так, прокурором Железнодорожного района г. Орла в ходе проведения проверки установлено, что в 2010 году ОГУ «Центром занятости Железнодорожного района г. Орла» заключен договор с МУ «УКХ г. Орла» оборганизации временного трудоустройства граждан от 14 до 18 лет в количестве500 человек, сумма выплат материальной поддержки составила 255000 рублей.

Между тем, вдоговорах, заключаемых учреждением с несовершеннолетними, отсутствуют обязательные требования, установленные ст. 57 ТК РФ.

Так,  в срочном трудовом договоре о временной занятости от 01 апреля 2010 г., заключенном с несовершеннолетними С. и Е., не были указаны причины,послужившие основанием для заключения срочного трудового договора,  не определено четко время работы и отдыха, отсутствовало условие об обязательном социальном страховании работника.

В нарушение ст. 63 ТК РФ в МУ «УКХ г. Орла» при приеме на работу несовершеннолетних имели место факты, когда разрешение на выполнениенесовершеннолетними работ в свободное от учебы время органом опеки ипопечительства выдавалось после фактического поступления их на работу.

В нарушение требований ст. 266 ТК РФ несовершеннолетние принималисьна работу в МУ «УКХ г. Орла» без установленного законом предварительногомедицинского осмотра (обследования).

Прокурором Советского района г. Орла установлено, что в нарушение требований ст. 96 ТК РФ  на автомойке«Люкс», расположенной по адресу: г. Орёл, ул. Приборостроительная, д.31, несовершеннолетний Ш., 23.03.1993 года рожденияработал по скользящему графику, в том числе в ночное время с 22 до 07часов утра.

Во всех случаях органами прокуратуры области приняты необходимые меры прокурорского реагирования.

По сведениям областной прокуратуры в 2010 году в указанной сфере прокурорами выявлено 91 нарушение действующего законодательства, внесено 16 представлений (удовлетворены), направлено 17 заявлений в суд (удовлетворены),  возбуждено одно дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого одно лицо привлечено к административной ответственности.

Ряд проблем, по-прежнему,  существует и в профилактике пьянства, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних.Практически во всех сельских районах области в больницах отсутствуют ставки врачей-наркологов, обязанности врача-нарколога исполняются по совместительству,  нет соответствующего оборудования для проведения освидетельствования несовершеннолетних, в том числе на предмет наркотического опьянения. В связи с тем, что большая часть правонарушений несовершеннолетними, находящимися в алкогольном опьянении, совершается в вечернее и ночное время,  требует пересмотра режима работы врачей наркологов в тех районах, где  они есть. 

Продолжающийся рост употребления подростками спиртосодержащей продукции способствует неблагоприятному нравственному формированию личности, существенно ослабляет или подрывает социально полезные связи, а также способствует созданию конкретных жизненных ситуаций криминогенного характера. Ситуация осложняется быстрым распространением в подростковой и молодежной среде алкогольной зависимости. 

По данным УВД по Орловской области на сегодняшний день на  учете в органах внутренних дел состоит около 300 несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками,за употребление наркотических, психотропных и других одурманивающих веществ состоит 22 подростка.

Осуществление ранней профилактики  наркомании среди несовершеннолетних затруднено всвязи с запретительными нормами федерального законодательства в части невозможности проведения теста на употребление наркотиков без согласия несовершеннолетнего и его законных представителей при проведении периодических медицинских осмотров учащихся.В связи с чем, необходимо на законодательном уровне внести изменения в федеральное законодательство, предусматривающее тестирование несовершеннолетних учащихся на предмет употребления наркотиков с соблюдением конфиденциальности полученных результатов и выполнения несовершеннолетними обязательных реабилитационных мероприятий, ответственности за уклонение от них.

Растет число несовершеннолетних потребителей пива, далеко не безобидного напитка. Врачи - наркологи во всю бьют тревогу, предупреждая  об опасности пивного алкоголизма. Но здесь отрицательную роль играет мощная реклама пива и спиртосодержащих жидкостей, особенно на телевидении. Говоря о масштабах употребления подростками пива, нельзя не обратить внимания на тот факт, чтоосновное количество киосков, реализующих пиво, находятся вблизи  игровых площадок, образовательных и иных детских учреждений. При этом вопросы их установки не согласовываются ни с администрацией образовательных учреждений, вблизи которых они расположены, ни с  общественностью, а берется во внимание только предпринимательская выгода.

Необходимо на законодательном уровне определить порядок размещения объектов торговли, реализующих алкогольную продукцию и пиво,  запретив их установку и функционирование вблизи образовательных учреждений, детских площадок, заведений культуры и физкультурно-спортивных сооружений.

Кроме того, поддерживаем предложение  УВД по Орловской области, направленное в Областной Совет народных депутатов, об ужесточении санкции за нарушение установленного законом временного ограничения продажи алкогольной продукции (ст. 9.3.1 (нарушение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции) закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения»), в части установления ответственности для должностных лиц- штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц- от 50 до 100 тысяч рублей, дополнив ответственностью для физических лиц-  штрафа в размере от 3 до 10 тысяч рублей.

Данное предложение одобрено Президиумом и планируется к  рассмотрению во втором чтении на заседании Орловского областного Совета народных депутатов 28 января 2011 года.

Еще одной причиной, пожалуй, самой важной, появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является семейное неблагополучие.  Более 80 % несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений, проживают в неполных или в неблагополучных семьях, где отсутствует должный контроль со стороны родителей за  их  поведением.

Анализ соответствующей административной и уголовной практики свидетельствует о значительном распространении в семье психологического и физического насилия, применении недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства ребенка.

Атмосфера семейного насилия порождает ответную реакцию подростков- равнодушие, грубость, жестокость. В сознании детей происходит искажение нравственных позиций. Они обучаются насильственной модели поведения, воспринимая ее как единственно верный выход из конфликтных ситуаций. Оказываясь в трудной жизненной ситуации, чувствуя себя никому не нужными, многие несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы. И зачастую их решение находят в криминальной среде, где они приобщаются к алкоголю и наркотикам, совершают уголовно наказуемые деяния. Поэтому в решении вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений  на первом месте остается работа с семьей. В этих целях, необходимо разрабатывать и проводить для подростков образовательные программы по предупреждению насилия, обучению безопасному поведению, подготовке будущих родителей к успешному выполнению своих обязанностей по воспитанию детей, а также информирование о новых правовых нормах, защищающих их интересы.

В 2010 году около  двух тысяч родителей и лиц, их заменяющих, вдумайтесь в эту цифру, подвергнуты мерам административного воздействия  за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, а также за появление детей в состоянии опьянения либо распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотическихили психотропных  средств в общественных местах.

Вместе с тем, административное законодательство в части, касающейся ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, требует совершенствования.Штрафы по административным протоколам в полном объеме не взыскиваются, так как большинство родителей не способны их оплатить. Наложение штрафа в ряде случаев влечет лишь еще большее ущемление интересов ребенка, проживающего в социально неблагополучной семье.Необходимо введение других видовадминистративных наказаний, например-общественных работ.

Кроме того, наряду с принятием репрессивных мер в отношении законных представителей необходимо разработать и осуществить мероприятия по организации информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних в целях оказания им необходимой психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи в воспитании детей.

В 2010 году органами внутренних дел, совместно с органами опеки и попечительстваподготовлено и направлено в суд 164 материала на лишение родительских прав, по решению суда 130 родителей лишены родительских прав.  Но это крайняя мера.

Уполномоченному по правам ребенка чаще приходится сталкиваться с такой категорией обращений, как помощь в восстановлении родительских правах, чем в их лишении. Как правило, заявители просят Уполномоченного принять участие в судебных разбирательствах по искам вышеуказанной категории.

В качестве наглядного и положительного примера восстановления в родительских правах можно привести  следующий пример:гражданка  А. обратилась к Уполномоченному по правам ребенка с заявлением о присутствии в судебном заседании по ее исковому заявлению к  гражданину Х. о восстановлении в родительских правах и возврате ребенка. Рассказала  сложную историю своей жизни: отбыв наказание за разбойное нападение, она вернулась домой, в семью, состоящую из троих детей и престарелой мамы. Младшей дочери на тот момент было 6 лет. Найти себя и восстановиться было нелегко, начала употреблять алкогольные напитки, не работала и в результате была лишена родительских прав в отношении девочки. Несовершеннолетняя воспитывалась бабушкой и сестрами, а спустя время была обречена на страшное заболевание, которое заставило гражданку А. пересмотреть свои жизненные позиции и посвятить жизнь дочери. Она находилась с ней месяцами в больницах, оплачивала дорогое лечение (химиотерапию), устроилась на работу, сделала ремонт в квартире и в течение последних 3- х лет была любящей и примерной матерью. Восстановление в родительских правах было  ее самым заветным желанием.

Уполномоченный по правам ребенка присутствовал в судебном заседании, а в последующем, при  выездном судебном заседании, беседовал с несовершеннолетней.  Решением  Заводского районного суда г. Орла от  7 декабря 2010 года  исковые требования гражданки А. удовлетворены в полном объеме, она восстановлена в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери А.  Однако такие случаи - редкость.

На прием к Уполномоченному по правам ребенка обратилась гражданка Ш. с просьбой об участии в судебном процессе, где она представляла интересы своего сына Ш. по исковому заявлению к НООУ «Детская деревня SOS Лаврово» о восстановлении его в родительских правах в  отношении несовершеннолетней дочери Ш., 24.07.2000 года рождения, и возврате ребенка.

Уполномоченный присутствовал на выездном судебном заседании в НООУ «Детская деревня  SOS Лаврово», в ходе которого было выслушано мнение несовершеннолетней Ш., поскольку данная категория дел предусматривает обязательный учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет. Судом были осмотрены условия проживания девочки в учреждении, в качестве свидетеля допрошена воспитатель  В., которая подтвердила факт отсутствия в жизни девочки отца и желание воспитанницы жить в приемной семье.

Судом установлено, что отец ребенка проживает в Сахалинской области в г. Долинске, постоянной регистрации по месту пребывания не имеет; доказательств о его трудоустройстве суду представлено не было. С 2000 года истец проживает отдельно от ребенка, не интересуется его судьбой, писем не пишет, не звонит, обязанности по выплате алиментов не выполняет.

24 ноября 2010 года  Орловским районным судом было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований гражданки  Ш., а именно, об отказе в восстановлении в родительских правах в отношении несовершеннолетней Ш. и возврате ребенка (решение вступило в законную силу).

Обращение к Уполномоченному, зачастую, путают с обращением к адвокату, который  в силу своей деятельности должен занять позицию обратившегося, и отстаивать ее в суде, несмотря ни на что. Тогда как институт Уполномоченного создан для предупреждения нарушения прав и законных интересов ребенка.

В таких случаях  Уполномоченный не занимает  чью либо позицию, а индивидуально подходит к каждому участнику процесса, выслушав объяснения и истца, и ответчика, принимая во внимание и заключение прокурора, и органа опеки и попечительства.

Среди эффективных мер, направленных на усиление профилактического воздействия на подростков, следует назвать принятые в 2009 году дополнения в Закон Орловской области об административных правонарушениях (ст. 3.4) в части установления ответственности за нахождение несовершеннолетних, не достигших семнадцатилетнего возраста,  без присмотра взрослых в ночное время (с 22: 00 до 6: 00 часов).

В 2010 году за неосуществление должного контроля за несовершеннолетними в соответствии с Законом Орловской области (ст. 3. 4) составлено 329 протоколов на родителей (АППГ - 277). Составлен 131 протокол на иных лиц (АППГ- 173).

Представители аппарата Уполномоченного по правам ребенка, члены Общественного экспертного Совета при Уполномоченном в декабре 2010 года приняли участие в рейдовых мероприятиях, проводимых сотрудниками органов внутренних дел области в части реализации ст. 3.4 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения».

Главной целью мероприятия было лично проверить, как соблюдаются права и законные интересы ребенка при исполнении административного законодательства о запрете пребывания несовершеннолетних, которым не исполнилось 17 лет, на улице после 22 часов. Все права несовершеннолетних  были соблюдены. Сотрудники милиции действовали корректно, подробно объясняли гражданам, какие именно статьи закона они нарушили.

Подобные совместные мероприятия будут продолжены, это позволит обеспечить правопорядок в общественных местах, сфокусировав основное внимание на профилактике экстремизма, а также преступлений, совершенных несовершеннолетними.

В борьбе с преступностью несовершеннолетних, несомненно, должна  быть  обеспечена  возможность гибкого применения норм  действующего уголовного законодательства, с учетом  личности несовершеннолетнего, условий воспитания, обстоятельств дела. Очевидно одно - мы должны помочь молодому человеку  реабилитироваться, встать на путь исправления.

Обеспечить такой подход, на наш взгляд,  могут ювенальные суды.  Введение в России ювенальной юстиции было предусмотрено еще концепцией судебной реформы 1991 года, но, к сожалению, до сегодняшнего дня дело тормозится на законодательном уровне Российской Федерации.

Вместе с тем, судейское сообщество в условиях отсутствия нормативной базы уже приступило к становлению ювенальной юстиции в соответствии с международно-правовыми стандартами в этой области и имеющимся международным опытом. На сегодняшний день ювенальные суды действуют в ряде субъектов Российской Федерации.

В нашей области постановлением Президиума Орловского областного суда от 18 марта 2010 года с 1 июля 2010 года в деятельность судов введено использование ювенальных технологий. На базе Северного, Советского Железнодорожного, Заводского районных судов г. Орла, Ливенского, Орловского, Мценского районных судов Орловской области созданы модельные ювенальные суды с расположением в зданиях указанных судов.

С момента образования модельными ювенальными судами рассмотрено 99 уголовных дел по преступлениям, совершенным несовершеннолетними.

Необходимо отметить, что возможности уголовной юстиции используются не в полном объеме, не учитывается степень общественной опасности при избрании судами мер наказания. Система судопроизводства сориентирована на применение условных мер наказания, передачу на поруки родителям, либо штрафных санкций. Имеются лишь единичные факты применения ст. 90, 92 УК РФ, 427, 432 УПК РФ в части применении к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Между тем, именно направление несовершеннолетнего с устойчивым противоправным поведением в спецучреждение закрытого типа  является наиболее эффективной мерой предупреждения повторной преступности, а также одной из возможностей для подростка встать на путь исправления, получить образование и профессию.

Имеет место неоднократное применение судами условной меры наказания к подросткам, совершившим по несколько преступлений, что негативно воздействует на криминально ориентированную часть несовершеннолетних, формируя у них чувство безнаказанности и вседозволенности. Именно это является одной из причин продолжения преступной деятельности и вовлечения в нее новых участников.

Одной из причин вступления подростков на путь совершения преступлений  является и отсутствие организации досуга в свободное от учебы и работы время.  Результаты проверок, проведенных  прокуратурой и органами внутренних дел, по фактам совершения подростками уголовно наказуемых деяний показывают, что более половины несовершеннолетних преступников не занимались в кружках и секциях по месту жительства.

Сегодня мы можем сказать, что работа по вовлечению «трудных» подростков в занятия в существующих клубах, секциях, кружках ведется недостаточно активно. А ведь именно в общественных формах досуга видится решение многих проблем.

Вместе с тем, ухудшающаяся материальная база учреждений дополнительного образования не только не позволяет расширить количество бесплатных кружков и секций, но и ставит под угрозу существование имеющихся.За последние годы не осуществляется выделение помещений для работы с детьми и подростками во вновь вводимых в эксплуатацию жилых домах. Материально-техническая база оставшихся подростковых клубов, комнат школьника рассчитаны на младший школьный возраст. Несмотря на всеэтоподростковые клубыв настоящее время остаются реальной возможностью в  борьбе за молодых граждан. Их силами можно решить не одну проблему воспитания молодежи.Положительный опыт работы с детьми и подростками накоплены в Центре спорта и искусств  «Атлант»,«Орел- карат», «Юный десантник»,  куда приходят ребята всех возрастов. Здесь есть все условия для ребят: и опытные педагоги-организаторы, и хороший спортивный инвентарь, и просторные светлые помещения.

В области есть примеры, к сожалению, они единичны, когда сотрудники милиции в качестве тренеров-спортсменов принимают участие в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. Так, сотрудник ОВД по Ливенскому районуМишин С. В. проводит занятия по дзюдо с тремя группами подростков. Помимо этого, организует работу с 30 подростками, состоящими на учете в ПДН.

Нельзя недооценивать роль средств массовой информации в становлении мировоззрения и воспитании подрастающего поколения. Обилие жестокости на экранах делает молодежь более черствой к проблемам окружающих, более циничной.  Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты конституционно-правового статуса несовершеннолетних.  Нормы, закрепленные в ст. 29  Конституции РФ и ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливают право на  свободу массовой информации, которая предусматривает необходимость принятия мер защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы, распространения печатной, аудио - и  видео-продукции, пропагандирующей насилие и  жестокость,  порнографию и наркоманию.

Необходимо организовать четкую работу СМИ в свете пропаганды здорового образа жизни, полового воспитания и других проблем, возникающих в отношении несовершеннолетних, в связи с чем, открывать постоянные рубрики, направленные на воспитательное и правовое воздействие подрастающего поколения, формирование в его сознании типов возможного и допустимого поведения.  К подобной деятельности необходимо привлекать специалистов различных органов и учреждений системы профилактики, а также представителей суда, прокуратуры.

Проведенный анализ проблемы, позволяет нам сделать вывод, что основными причинами нестабильной криминогенной ситуации в подростковой среде являются: социально-экономические трудности, сложившиеся в обществе, неблагополучие в семьях, падение моральных устоев, отсутствие законопослушания, безработица, низкий уровень культуры несовершеннолетних, бездуховность.Одной из причин совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними является недостаточная работа по вовлечению подростков в занятия физической культурой, спортом и организованным досугом; отсутствие в области действующей программы трудоустройства несовершеннолетних, низкий уровень оплаты их труда.

Имеют место и недостатки в деятельности заинтересованных подразделений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Проведенный прокуратурой области анализ работы органов, деятельность которых направлена на профилактику безнадзорности правонарушений и преступлений несовершеннолетних, выявил, что подразделениями по делам несовершеннолетних работа с несовершеннолетними велась формально и сводилась лишь к проведению бесед, а в некоторых случаях она не проводилась  длительное время.  По данным заместителя прокурора области старшего советника юстиции А.Н. Хамошина в 2010 году по результатам проведенных проверок в указанной сфере  прокурорами в органы внутренних дел внесено 29 представлений, из которых 18 рассмотрены и удовлетворены, 11-  на рассмотрении, к дисциплинарной ответственности привлечены 7 должностных лиц.

Всего в 2010 году по линии надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи  органами прокуратуры области выявлено 7239 нарушений законности (в 2009 г. – 6 795). Внесено  880  представлений (811), по результатам рассмотрения которых 720 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности (632). По постановлениям прокурора в административном порядке наказано 669 лиц (570), 403 - предостережено о недопустимости нарушения законности (378).

В защиту конституционных прав и интересов несовершеннолетних граждан в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено в суды области 581  исковых заявлений (566) на сумму 7980 тыс. руб., на незаконные правовые  акты принесено 335 протестов (447), по результатам проверок  в порядке  общего надзора при исполнении законодательства о несовершеннолетних возбуждено 129 уголовных дел (135).

Криминогенная обстановка, связанная с подростковой преступностью, с большей степенью вероятности гораздо сложнее, т.к. она характеризуется высокойлатентностью.Данное обстоятельство обусловлено, во-первых, тем, что преступления несовершеннолетних часто не влекут тяжких последствий, и потерпевшие не заявляют о них в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления несовершеннолетними совершаются в отношении их сверстников из неформальных групп, в силу закрытости которых информация о совершенных противоправных деяниях не получает распространения и не становится известна  органам внутренних дел.

Ситуация, связанная с криминализацией подростковой среды в области, требует постоянного внимания. Самоуспокоенности в данном вопросе быть не может. Обозначенные проблемы будут находиться под постоянным контролем Уполномоченного по правам ребенка.

Однако наибольшую опасностьпредставляют преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних.Этот вопрос не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. Вспомним слова Ф. М. Достоевского «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка».

По сведениям УВД по Орловской области количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в нашей области, на протяжении последних пяти лет характеризуетсянестабильностью,так в 2005 году совершено 534 преступления, 2006- (688), 2007- (586), 2008- (510), 2009- (566).В 2010 году  их совершено 638 в отношении 744 несовершеннолетних(+12,7 %).

Анализ структуры преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, позволяет сделать вывод, что преобладающим среди них является злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).

По сведениям, предоставленным Управлением федеральной службы судебных приставов по Орловской области, по состоянию на 01.01.2011 зарегистрировано 405 уголовных дел по ст. 157 УК РФ, что на 24,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого  года (326). 

В адрес Уполномоченного по правам ребенка участились обращения граждан по вопросу злостного уклонения лиц от родительских обязательств в части уплаты алиментов.В частности, жительницу г. Ливны гражданку Ч. на прием к Уполномоченному привела безысходность. На ее иждивении находятся два внука четырех и двух лет, и дочь, находящаяся в настоящий момент.