Основные демографические характеристики региона

15 февраля 2015 г.

Право на рождение является составляющей конституционного права на жизнь. Оно закреплено в статье 20 Конституции РФ, которая и гласит: «Каждый имеет право на жизнь».

В целом демографическая ситуация в регионе за последние 4 года следующая:

 

Основные показатели демографического развития

2011 г.

2012 г.

 2013г.

2014 г.

1.

Численность населения в регионе, всего

785592

781281

775826

769980

2.

в т.ч. в возрасте

0'-13 лет (вкл.)

100929

102384

104035

105943

3.

14-17 лет (вкл.)

32652

30597

28575

27126

4.

Количество родившихся, всего

8204

8718

8604

*8587

5.

в расчете на 1000 чел. населения

10,5

11,2

11,1

*11,5

6.

Количество умерших несовершеннолетних (до 17 лет вкл.), всего

125

142

107

*98

7.

в расчете на 1000 чел. населения в возрасте до 17 лет вкл.

0,938

1,069

0,8

*0,73

8.

Количество перинатальных смертей, всего

61

120

76

*69

9.

в расчете на 1000 родившихся живыми

7,4

13,7

8,78

*8,03

10.

Количество младенческих смертей (в возрасте до 1 года), всего

64

91

75

*64

11.

в расчете на 1000 родившихся живыми

7,7

10,5

8,7

7,45

12.

Браки

общее число

7275

5974

6381

*6168

13.

с участием несовершеннолетних

102

88

72

1)  82

14.

Разводы

общее число

3713

3716

4027

4034

15.

с участием несовершеннолетних

4

6

1

2)  2

16.

Численность беременных несовершеннолетних:

229

213

292

226

17.

в т.ч.

до 14 лет (вкл.)

2

3

-

* 2

18.

15-17 лет (вкл.)

227

204

-

*224

19.

Численность родивших несовершеннолетних:

121

120

-

*103

20.

в т.ч.

до 14 лет (вкл.)

0

0

-

*0

21.

15-17 лет (вкл.)

121

120

-

*2

22.

Количество абортов в возрасте до 14 лет (вкл.), всего:

2

3

2

0

  1.  
  2.  

в т.ч.

в поздние сроки беременности (22 - 27 недель)

0

0

0

0

криминальные аборты

0

0

0

0

25.

неуточненные аборты

0

0

0

0

26.

аборты у ВИЧ-инфицированных

0

0

0

0

27.

повторные аборты

0

0

0

0

28.

Количество абортов в возрасте 15-17 лет (вкл.), всего:

108

93

77

*69

29.

в т.ч.

в поздние сроки беременности

2

1

7

1

30.

криминальные аборты

0

0

0

0

31.

неуточненные аборты

0

0

0

0

32.

аборты у ВИЧ-инфицированных

0

0

0

0

33.

повторные аборты

0

0

0

0

34.

Материнская смертность в расчете на 1000 родившихся жи­выми

0,12

0,11

0,23

*0,35

35.

Число отказов от новорожденных, всего:

31

29

28

*25

36.

в т.ч.

среди несовершеннолетних матерей

0

0

2

0

*Использованы оперативные данные ведомств.

1) в т.ч. юношей -6, девушек 76;  2) в т.ч. 2 девушки

Анализ достаточно непростой ситуации, складывающейся в регионе в вопросах демографии, показывает, что численность населения продолжает снижаться. При некотором росте числа детей в возрасте от 0 до 13 лет, наблюдается снижение лиц подросткового возраста. В последнее два года стала обозначаться тенденция к снижению рождаемости.

На высоком уровне остается показатели младенческой и материнской смертности.

Не способствует росту численности населения  и довольно большое количество разводов, в т.ч. в семьях, где хотя бы один из супругов – несовершеннолетний.

Одним из факторов, позитивно влияющих на рост рождаемости и, соответственно, демографическую ситуацию, является материнский капитал, предоставляемый матери, родившей второго или последующего ребенка.

1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который   установил дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Они дают реальную возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.

Одной из них является материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом № 256-ФЗ.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении, вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.

В соответствии с Законом № 256-ФЗ с января 2007 года Пенсионным фондом в подтверждение права на дополнительные меры государственной поддержки осуществляется выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) второго, третьего ребенка и последующих детей.

С момента реализации Закона № 256-ФЗ, в нашей области выдано 25 625 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. В 2007 году - 1 742, в 2008 году - 3 034, в 2009 году - 4 287, в 2010 году - 3 654, в 2011  году – 2 888, в 2012 году - 3 051, в 2013 году - 3 646; в минувшем - 3 323.

Лица, получившие сертификат на материнский капитал, могут распорядиться этими средствами в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий (приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах); строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства своими силами либо с участием подрядной организации;

2)  получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, когда средства МСК решено направить на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в этом случае заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

По состоянию на 01.01.2015 года структурами ПФР Орловской области принято 12 395 заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, что составляет 48,4% от общего количества лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, из них:

  • 11 941 заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий;
  • 449 заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных    связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов.
  • 5 заявлений на накопительную часть трудовой пенсии.

Перечислено средств материнского (семейного) капитала на сумму более 4 039,6 млн.  руб., в том числе на улучшение жилищных условий 4 004,9 млн. руб., на получение образования - 34 млн. руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 749 тыс. руб.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В 2007 году он составлял 250 000 рублей, в 2014 году -429 408 рублей 50 коп.

В 2015 году размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 рублей.

Уполномоченный с удовлетворением отмечает, что в его адрес практически не поступает жалоб на работу службы ПФР, занимающейся регистрацией и оформлением выплат по материнскому капиталу. Возникающие порой недоразумения разрешались оперативно.

В области остается актуальной проблема абортов. За истекший год прервали беременность 5674 орловские женщины. Цифра достаточно внушительная.

Конечно, есть случаи отказа от материнства по медицинским показателям, но в основном женщины идут на прерывание беременности из-за трудных жизненных ситуаций: отсутствие жилья, источников средств для нормальной жизни, сложности на работе или ее отсутствие, проблемы в семье, нежелание что-то менять в своей жизни.

В области проводится комплекс мер, обеспечивающих снижение числа абортов:  психологическое консультирование специалистов, работа с молодежью по вопросам культуры в отношениях между мужчиной и женщиной, принимаются и реализовываются программы по поддержке материнства и детства, проводятся различные социальные и медиаакции. В кабинетах медико-социальной помощи в поликлиниках и больницах области специалисты проводят работу по изменению мотивации женщин, решивших прервать беременность, пробуждению у них материнских чувств, снятию психологических стрессов. Укрепляется материальная база учреждений родовспоможения, появляются новые возможности оказания помощи вследствие их оснащения современным оборудованием, внедрения новых способов диагностики и лечения.

Вместе с тем, число отказов от новорожденных по годам практически не снижается, число ранних беременностей медленно, но растет. Не снижается и число разводов семей, где хотя бы один из ее членов – несовершеннолетний.  Это вызывает определенную тревогу.