22 ноября 2017 года состоялось очередное совместное заседание рабочей группы по проведению всестороннего анализа правомерности практики изъятия несовершеннолетних из семьи и Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Орловской области.
В повестку заседания были включены следующие вопросы:
1. «О семейных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Орле. Опыт, проблемы, перспективы».
2. «О соблюдении прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в Детскую деревню SOS Лаврово Орловской области, условиях их жизни и воспитания».
Открыл заседание Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области Поляков В. В., который сообщил участникам заседанияо том, что в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина о проведении всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью на постоянной основе создана рабочая группа. По словам Уполномоченного, проблема изъятия детей из семьи вызывает большой общественный резонанс, в том числе в СМИ. В связи с чем необходимо давать всестороннюю и объективную оценку тому, что происходит.
Он отметил, что рабочая группа, с момента ее образования, осуществляла мониторинг случаев неправомерного отобрания детей; проводила анализ деятельности органов, уполномоченных на осуществление мероприятий по изъятию детей из семей и экспертизу проведенных мероприятий по случаям неправомерного отобрания детей из семей; разрабатывала предложения по предотвращению случаев отобрания детей из семей. Хотя за истекший период 2017 года резонансных случаев изъятия детей из семей в Орловской области выявлено не было.
С информацией по первому вопросу выступила заместитель начальника управления социальной поддержки населения, физической культуры и спорта администрации города Орла Шайкина А. В., которая подчеркнула, что порядок отобрания ребенка из семьи регламентируется Семейным кодексом Российской Федерации. В данном процессе непосредственное участие принимают органы опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отобрание детей происходит только в случаях, когда жизни и здоровью детей угрожает опасность. Изъятие детей оформляется актом о помещении ребенка в государственное учреждение. Докладчик сообщила, что российское законодательство предлагает три формы семейного устройства: усыновление, опека и попечительство, приемная семья. В органе опеки и попечительства состоят на учете 517 детей, из них:
- 309 детей воспитываются в опекунских семьях;
- 143 ребенка воспитываются в приемных семьях;
- 65 детей находятся в государственных учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях профессионального образования, расположенных на территории города Орла.
Шайкина А. В. обратила внимание, на то, что дети, которые в подобных ситуациях помещаются в государственные учреждения, как правило, поступают из неблагополучных семей. Неблагополучие может быть как явным, так и скрытым. Но во многих случаях изъятие ребенка является для семьи толчком к мобилизации. Она отметила, что с родителями, которых лишили родительских прав, проводится работа по восстановлению в родительских правах. Принимаются меры по возвращению детей в кровные семьи.
Это и стало ключевым моментом обсуждения- преимущественное право родителей на воспитание своих детей, сохранение «кровных» семей в Орловской области как главного принципа региональной семейной политики; духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, а также обсуждение механизмов отобрания несовершеннолетних детей в крайне для них опасном социальном положении.
Содокладчиком по данному вопросу выступилаглавный специалист отдела опеки и попечительства управления организации социального обслуживания, опеки и попечительства Департамента социальной защиты, опеки и попечительства Орловской области Трофименкова Е. В., которая сообщила, что по состоянию на 01.10.2017 в Орловской области насчитывается 2130 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 6 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (2276 детей). На 1 октября 2017 года в Орловской области было 12 случаев отобрания детей у родителей в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации, что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период 2016 года (24 ребенка). Случаев признания судами действий органов опеки и попечительства об отобрании детей из семьи незаконными в Орловской области не было.
Участники заседания обсудили вопросы организации работы межведомственной группы, а затем ключевые параметры организации проведения мониторинга ситуации с изъятием несовершеннолетних из семей, с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью, обозначили тенденции и срытые проблемы, внесли практические предложения по предотвращению случаев неправомерного изъятия детей из семей.
В ходе обстоятельного разговора и дискуссии были приняты резолюции по предотвращению случаев необоснованного изъятия детей из семей:
1. Уполномоченному по правам ребенка в Орловской области (В. В. Полякову):
1.1. Изучить практику работы органов местного самоуправления, органов системы профилактики по оказанию помощи семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
1.2. Ежемесячно проводить мониторинг и анализ резонансных случаев отобрания детей из семей в г. Орле, оценивать правомерность действия специалистов органов - субъектов профилактики. Изучать условия и причины ситуаций, приведших к необходимости отобрания детей из кровных семей.
2. Совместно с Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (И. А. Гаврилиной):
2.1. Ежеквартально проводить мониторинг и анализ всех случаев отобрания несовершеннолетних из семьи в Орловской области.
2.2. Ежемесячно рассматривать на семинарах - совещаниях для специалистов органов опеки и попечительства вопросы о недопущении случаев неправомерного изъятия детей из семьи и пути решения данного вопроса.
2.3. В ноябре 2017 года провести семинары - совещания с руководителями социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних, руководителями учреждений социальной защиты населения, специалистами по опеке и попечительству муниципальных районов и городских округов по вопросам профилактики семейного неблагополучия.
С информацией по второму вопросу «О соблюдении прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в Детскую деревню SOS Лаврово Орловской области, условиях их жизни и воспитания» выступила директорчастного учреждения социального обслуживания «Детская деревня - SOS- Лаврово» Санданова Л. Т.Она отметила, что в Российской Федерации всего 6 детских Деревень SOS, а в мире 550. В настоящее время в Детской деревне - SOS- Лаврово находятся на проживании и воспитании 56 детей в возрасте от 2 до 16 лет, старшие воспитанники переводятся в Дом Молодежи. В Детской деревне 12 семейных домов, в которых проживают дети с воспитателем - мамой, планомерно осуществляется переход к приемным семьям.
В ходе обсуждения второго вопроса были выработаны резолюции:
1. Рекомендовать администрации ЧУСО «Детская деревня- SOS Лаврово» (Л.Т. Сандаловой):
1.1. Ввести в практику проведение предварительной проверки кандидатов на должности воспитателей (SOS матерей и наставников в молодежные программы) с целью исключения приема на работу лиц, имеющих судимость за совершение уголовных преступлений и жестокое обращение с детьми;
1.2. Добиваться неукоснительного соблюдения ст. 57 Семейного кодекса РФ, ст. 12 Конвенции о правах ребенка, ст. 5 постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 432«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в части учета мнения ребенка при временной передаче его в семьи граждан, в форме письменного опроса или написания согласия лично.
2. Рекомендовать Департаменту образования Орловской области (Т. А. Шевцовой) рассмотреть вопрос о выделении для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в Детскую деревню SOS Лаврово, необходимого количества путевок, при наличии медицинских показаний, в санаторно - курортные учреждения Орловской области.
3. Рекомендовать Управлению труда и занятости населения Орловской области (А. А. Майорову) предоставлять выпускникам учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равные возможности в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для их трудоустройства.
Подводя итог заседания, детский омбудсмен сказал, что за каждую асоциальную семью необходимо бороться, оказывать содействие в создании необходимых условий для проживания в них детей, и в этих целях применять все возможные средства, в том числе, используя силы общественных организаций, действующих в сфере защиты прав и законных интересов детей и семьи и общественности.