«Круглый стол» по проблемам несовершеннолетних.

4 декабря 2012 г.
«Круглый стол» по проблемам несовершеннолетних.

3 декабря Уполномоченный по правам ребенка в области В.В.Поляков принял участие в работе «круглого стола», обсудившего особенности межведомственного взаимодействия по противодействию преступным и иным посягательствам в отношении несовершеннолетних (в том числе без вести пропавших) в контексте ювенальной юстиции. Инициаторами его проведения выступили Орловский юридический институт МВД РФ и Следственное управление СК РФ по Орловской области. Своими соображениями по обсуждаемой проблеме поделились преподаватели и студенты института, руководители СУ СК РФ, УМВД, Управления образования г.Орла, представители общественности. Каждый из участников дискуссии рассказал о работе структур и ведомств по профилактике преступлений, совершенных подростками и в отношении их, внес свои предложения по улучшению этой работы. Уполномоченный, в частности отметил, что в области еще велико число детей, ушедших из семей или учреждений. По данным статистики,  число ушедших из дома подростков в отдельные годы значительно превышает число ушедших из учреждений, что свидетельствует о серьезных проблемах в семейных отношениях, изъянах в работе всех ведомств по профилактике семейного неблагополучия. Уполномоченный отметил необходимость собрания в единую систему деятельность всех субъектов профилактики, осуществляемой с подростками и «трудными» семьями. Этому, во- многом, может способствовать создание в области единого электронного банка данных, образованного из унифицированных паспортов на каждого ребенка этой категории, или семью находящуюся в сложном положении. Это даст возможность очень оперативно анализировать, в том числе и причины правонарушении, совершаемых несовершеннолетними, участие в их предупреждении родителей, педагогов, работников органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, институтов власти и гражданского общества. Также было отмечено, что в решении проблем борьбы с преступностью, семейным неблагополучием совершенно не участвуют предпринимательские структуры. Да и вообще не существует даже принципов их стимулирования к занятию этой деятельностью. В этой части необходимы конкретные меры соответствующего правового регулирования, как на федеральном, так и на областном уровне, активная деятельность органов местного самоуправления. В.В.Поляков обратил внимание и на то, что вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда ребенок, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к стремлению родителей или опекунов сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Они начинают отвергать новые качества подростка, желая вернуть старые детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для подростка единственной возможностью выразить свой протест. Довольно часто причиной сильной тревоги родителей при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. При этом совершаются ошибки не потому, что папа и мама не любят своих детей, а потому, что не всегда знают, как лучше поступить и часто не осознают собственных побуждений. Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые они им создают, не желая считаться с мнением ребенка. Другая причина ухода дочери или сына от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника. В.В.Поляков отметил, что Ассоциацией Уполномоченных по правам ребенка в регионах ЦФО РФ, исходя из практической работы, разработаны методические рекомендации для родителей с детьми по профилактике самовольных уходов, и передал их организаторам «круглого стала». Он также проинформировал, что аппаратом Уполномоченного подготавливается на их основе специальные буклеты, которые будут направлены в учебные заведения, в «трудные» семьи и т.д. Особое внимание Уполномоченный уделил детям, уходящим из специализированных учреждений. Причины этих поступков разные: жестокость со стороны персонала учреждения или сверстников, «болезненная» тяга к романтике, желание встречи с родителями, родственниками, друзьями, совершение проступков и боязнь наказания за это и другое. Необходимо разбираться в каждом таком факте, пытаться найти их причины и обстоятельства. И здесь главная ответственность ложится на руководителей учреждений, психологов работающих в них. Есть и другие проблемы, которые почему-то выпадают из арсенала работающих с этой категорией несовершеннолетних. Как правило, пытаясь урезонить подростка, и дома, и в школе, и в реабилитационном центре, куда он попадает в случае извлечения из семьи, его пугают самим названием учреждения, куда он должен поступить –детский дом, школа-интернат. Эти понятия в восприятии отдельных подростков становятся равноценными тюрьме или колонии. У него возникает чувство протеста. Еще ничего не зная о порядках в этих учреждениях, он, зачастую, готов сделать все, чтобы его покинуть. В .В.Поляков отметил, что в ряде субъектов федерации осознано убрали из названий учреждений само понятие - интернат, детский дом, назвав их детскими центрами и т.д. Он внес предложение о рассмотрении данной проблемы и на Орловщине. Необходимо значительно улучшить работу служб психологов учреждений, приступая к изучению подростка, особенностей его поведения уже в лечебном учреждении или реабилитационном центре до его поступления в интернат или детский дом. Это будет способствовать скорейшей адаптации в нем ребенка, поможет сломать многие стереотипы в его психике. В качественном улучшении нуждается и деятельность шефов, волонтеров и т.д. В общении с ними ребенок нуждается постоянно. Уполномоченный считает, что надо отказаться от практики разовых визитов вышеуказанных структур, а осуществлять эту работу постоянно. Каждый ребенок, лишенный семейного тепла и заботы, должен иметь своего взрослого наставника, его опекающего. По итогам «круглого стола» будут разработаны соответствующие рекомендации и резолюция.