О защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

12 марта 2013 г.

«Хороший законодатель не столько заботится о наказании
за преступления, сколько о предупреждении преступлений.
Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы»

Ш. Монтескье. «О духе законов»

 

Деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних является важнейшим направлением социальной политики на Орловщине. В ней участвуют все ветви государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные органы, общественные формирования.

Их совместная работа в целом дает позитивный результат. Создана законодательная база, ориентированная на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

В целях решения данной проблемы в области реализуется более 10 комплексных программ по обеспечению государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите и реализации их прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности:

- постановлением Правительства Орловской областиот 6 декабря 2011 г. № 420утверждена долгосрочная областная целевая программа «Комплексные меры по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Орловской области в 2012– 2015 годах»;

-постановление Правительства Орловской области от 3 марта 2010 года№ 60 «О долгосрочной областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010–2015 годы»;

- проект «Скажем нет алкоголизму, курению и наркомании» региональной общественной организации «Родители за детей»;

-постановлением Правительства Орловской области № 263 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Формирование здорового образа жизни у населения Орловской области на 2012 – 2016 годы»;

- постановление Правительства Орловской области от 11 августа 2010 года № 297 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Молодежь Орловщины на 2011 – 2015 годы»;

- постановление Правительства Орловской области от 30 декабря 2010 года № 463 «О внесение изменений в постановление Правительства Орловской области «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Молодежь Орловщины на 2011 – 2015 годы»;

- постановление Правительства Орловской области от 11 августа 2010 года № 296 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Нравственное и патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 годы»;

- постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2011 года № 458 принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Орловской области на 2012 – 2016 годы»;

- постановление Правительства Орловской области от 1 июня 2011 года№ 165 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 – 2013 годы»;

- постановление Правительства Орловской области от 2 сентября 2010 года№ 321 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие образования в Орловской области на 2011 – 2015 годы»;

- постановлением Правительства Орловской области от 16 августа 2011 года № 272 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов (доступная среда) на 2012 – 2014 годы»;

- постановление Правительства Орловской области от 21 марта 2011 года № 88 «О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно»;

- постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года № 302 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Орловской области на 2013–2017 годы»;

- постановлением Правительства Орловской области от 21 июня 2011 года № 191 утверждена долгосрочная областная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Орловской области на 2011 – 2015 годы»;

- а также программы повышения уровня дорожной безопасности «Цель-Ноль» на 2010 – 2015 годы.

В конце минувшего года, 19 декабря,Правительство Орловской области утвердило государственную программу «Социальная поддержка граждан в Орловской области на 2013 – 2016 годы (постановление№ 479).

Программными документами определены основные мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей, предусмотрено их финансирование, оговорены критерии оценки их результативности.

Кроме того, на территории области действуют региональные законы, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей: закон Орловской области от 22.08.2005 № 529-ОЗ «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» (принят ООСНД 12.08.2005; ред. от 01.04.2011); закон Орловской области от 03.12.2010 № 1154-ОЗ (ред. от 05.07.2012) «О государственной молодежной политике в Орловской области» (принят ООСНД 26.11.2010);Закон Орловской области от 29 октября 2003 года № 357-ОЗ «О государственной социальной помощи в Орловской области»; закон Орловской области от 25.11.1996 №16-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» (принят ООД РФ 04.10.1996,ред. от 3.02.2011); законОрловской области от 22 августа 2005года N 533-ОЗ «Об образовании в Орловской области» и другие,которые включают ряд разделов, в том числе мероприятия, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

С 1 января 2013 года вступает в силу закон Орловской области от5 сентября2012года № 1400-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Орловской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который существенно улучшает положение детей данной категории.

Совместными усилиями реализуются нормативные правовые акты о правах ребенка, о дополнительных гарантиях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на стимулирование семейных форм их устройства и воспитания, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области и преступлений, совершенных в отношении детей и подростков.

Сложилась определенная система их взаимодействия. Регулярно подводятся итоги работы на межведомственных совещаниях при Губернаторе области, в возглавляемых А.П. Козловым антитеррористической и антинаркотической комиссиях, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заседаниях и оперативных совещаниях в Правительстве области. Аналогичные мероприятия проводятся в силовых ведомствах. Стало правилом обсуждение хода расследований отдельных преступлений на уровне их руководителей, создание межведомственных групп, взаимный обмен информацией, совместные приемы граждан, организация мероприятий для детей и родителей и т.д.

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области Поляков В.В. на постоянной основе принимает активное участие в проводимой представителями всех субъектов системы профилактики Орловской области профилактической работе по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

С участием Уполномоченного по правам ребенка и по его инициативе в прямой постановке вопросы по обозначенной тематике рассмотрены:

- в апреле минувшего года Уполномоченным по правам ребенка проведен «круглый стол» по теме: «О профилактике преступлений в отношении несовершеннолетних и обеспечении безопасности их жизни». В заседании приняли участие представители администрации Орловской области, СУ СК РФ по Орловской области, УМВД России по Орловской области, УФССП России по Орловской области, УФСИН России по Орловской области, Детского телефона доверия, Центра психолого-медико-социального сопровождения, РПЦ. По итогам заседания «круглого стола» принят ряд предложений по взаимодействию между ведомствами и организациями, действующими в сфере защиты прав детей;

- в сентябре состоялся «круглый стол» с участием представителей СМИ, организатором «круглого стола» выступила пресс-служба Губернатора и Правительства Орловской области. Темой заседания стала работа, проводимая в области по предотвращению нарушений половой неприкосновенности несовершеннолетних и профилактике вовлечения их в преступную деятельность. Сотрудники прокуратуры, следственного управления СК и УМВД по Орловской области, психоневрологического диспансера, института усовершенствования учителей, Уполномоченный по правам ребенка в области рассказали журналистам о состоянии преступности среди подростков и в отношении них, в том числе и касающейся половой неприкосновенности, о причинах, побуждающих насильников на подобные действия, о мерах, предпринимаемых по их пресечению. Все участники «круглого стола» согласились о необходимости законодательного ужесточения наказания за совершение насильственных преступлений в отношении детей, неотвратимости этого наказания, социальной реабилитации пострадавших, что возможно только при совместной работе всех институтов власти, педагогов, медиков, родителей, институтов гражданского общества;

- в октябре состоялось очередное заседание Пленума «Союза женщин Орловской области» на тему: «О взаимодействии женсоветов г. Орла по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию». В качестве организаторов выступила общественная организация «Союз женщин Орловской области». В заседании приняли участие: представители администрации Орловской области и г. Орла, Уполномоченного по правам ребенка, председатели Союза женщин г. Орла и области, руководители отделов опеки и попечительства г. Орла, директора образовательных учреждений, представители здравоохранения. В обсуждении приняли участие представители школ, поликлиник, фондов и многих других учреждений, являющиеся специалистами в своих областях, имеющие богатый жизненный опыт. Участники заседания обменялись эффективными способами раннего выявления неблагополучия, поделились положительным опытом сопровождения семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обсудили способы формирования единого социально-реабилитационного пространства по профилактике семейного неблагополучия;

- в ноябре состоялось очередное заседание Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Орловской области, на котором был рассмотрен вопрос «О формах и методах взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с институтами гражданского общества в вопросах предупреждения преступлений несовершеннолетних и в отношении их». В заседании приняли участие представители УМВД России по Орловской области. По итогам заседания совета определены меры, направленные на координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики и общественных объединений в вопросах предупреждения подростковой преступности. Выработаны рекомендации, среди которых – проведение совместных рейдов по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общественных местах в ночное время суток; проведение «круглых столов» с участием представителей органов и учреждений системы профилактики и общественных формирований.

На оперативном Совещании у Губернатора области в конце ноября было рассмотрено состояние межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики правонарушений и преступности в отношении детей и подростков. С информацией по данной проблеме выступили Уполномоченный по правам ребенка и руководитель СУ СК РФ по Орловской области С.Т. Сазин. Указом Губернатора области А.П. Козлова от 8 октября 2012 года №406 утвержденаСтратегия действий в интересах детей в Орловской области на 2012–2017 годы.В ней определены и меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия. Губернатором создан рабочий орган, который будет отслеживать ход реализации положений региональной стратегии действий в интересах детей в Орловской области на 2012 – 2017 годы, эффективность участия в ней субъектов профилактики; она должна стать новым фактором для укрепления совместных усилий в борьбе с преступностью в отношении детей. Губернатор области в целом одобрил подходы к вышеназванной работе. Дал поручения соответствующим структурам.

В декабре минувшего года Уполномоченный по правам ребенка принял участие:

- в работе «круглого стола», обсудившего особенности межведомственного взаимодействия по противодействию преступным и иным посягательствам в отношении несовершеннолетних (в том числе без вести пропавших) в контексте ювенальной юстиции. Инициаторами его проведения выступили Орловский юридический институт МВД РФ и Следственное управление СК РФ по Орловской области. Каждый из участников дискуссии рассказал о работе структур и ведомств по профилактике преступлений, совершенных подростками и в отношении их, внес свои предложения по улучшению этой работы;

- в совещании, проведенном главой администрации Советского района г. Орла. Представители всех субъектов профилактики – районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ПДН УМВД, прокуратуры, следственного управления СК РФ по Орловской области, УФСИН, органов образования, соцзащиты – обсудили состояние межведомственного взаимодействия в профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении них, проанализировали причины имевших место преступлений данного характера. Было отмечено, что данное взаимодействие имеет ряд изъянов. Намечены меры, которые позволят их избежать в дальнейшем;

- в заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в городе Орле и муниципальной рабочей группы по организации межведомственного взаимодействия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области и администрации города Орла с участием представителей органов самоуправления, силовых структур, учреждений культуры, образования, на котором были обсуждены меры по качественному улучшению работы по профилактике жестокости в отношении несовершеннолетних. Были рассмотрены и проанализированы причины многих преступлений, жертвами которых стали дети;

-в работе Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Орловской области. Комиссия рассмотрела вопрос о состоянии преступности несовершеннолетних и в отношении них по итогам 2012 года в муниципальных образованиях Орловской области, причины роста и пути снижения количества преступлений. Был утвержден План деятельности Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и территориальных комиссий на 2013 год, приняты соответствующие решения по каждому из обсуждаемых вопросов;

- в семинаре-совещании руководителей учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Заводского района по теме «О межведомственном взаимодействии по противодействию жестокому обращению и насилию в отношении детей на территории Заводского района г. Орла».

В нашем регионе осуществляется достаточно эффективная связь с гражданским обществом, средствами массовой информации, оперативно освещающими работу силовиков. Практически при каждой структуре созданы Общественные Советы, где вместе с их сотрудниками вполне плодотворно работают представители общественных и ветеранских формирований, Орловско-Ливенской епархии Русской Православной Церкви. Подписаны соглашения о совместной работе с различными органами, с целью объединения усилий по защите детей, обеспечению их прав.

В декабре 2012 года создан консультативный орган при руководителе СУ по Орловской области для оперативного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении них. Положение о консультативном Совете обязывает Совет выявлять проблемы, касающиеся общественно-значимых интересов несовершеннолетних, обсуждать рекомендации по их разрешению. В состав Совета вошел и Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области Поляков В. В., который выступил на первом заседании.

При всех ведомствах функционируют телефоны «горячей линии», куда граждане, в том числе и подростки, могут сообщить о любых противоправных действиях, получить нужные поддержку или совет. В круглосуточном режиме действует общероссийский телефон доверия.

В целях повышения доступности и качества социальных услуг, в том числе женщинам и несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, в регионе принимаются меры по развитию инфраструктуры учреждений социального обслуживания семьи и детей, внедрению в их деятельность инновационных технологий реабилитации. В январе2012 года открыто еще одно государственное бюджетноеучреждениеОрловской области«Кризисный центр помощи женщинам и детям «Орловский», созданное в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 15 июня 2011 г. № 244-р и предназначенное для:

- оказания экстренной адресной социальной, психологической, правовой, медико-социальной помощи семьям с детьми, женщинам и детям, оказавшимся в ситуации кризиса, жестокого обращения, угрозы жизни и здоровью, перенесшим психофизическое насилие;

- оказания экстренной консультативной помощи социального, психологи­ческого, правового, информационного характера по телефону и дистанционно, с использованием электронных каналов связи;

- выезда мобильной бригады к месту пребывания нуждающихся и содействие в доставке их в Центр либо в иные специализированные учреждения;

- стационарного приема матерей с детьми, женщин, детей, оказавшихся в ситуации кризиса, жестокого обращения, угрозы жизни и здоровью, перенесших психофизическое насилие, либо в иной трудной жизненной ситуации;

- предоставления временного проживания (с предоставлением питания) сроком до 21 дня с сохранением конфиденциальности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Следует признать, что в Орловской области уделяется значительное внимание вопросам обеспечения эффективного взаимодействия и координации деятельности региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и иных организаций при осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение детского и семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, профилактику правонарушений несовершеннолетних.Главное в этой работе – все субъекты профилактики чувствуют локоть друг друга, работают совместно, понимая важность задач, ими решаемых.

Однако, несмотря на принимаемы организационно-практические меры, минувший 2012 год характеризуется заметным ростом показателей преступности несовершеннолетних. Отдельные показатели, такие как высокий удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных подростками, а также количество общественно опасных деяний, совершенных несовершеннолетними до достижения возраста уголовной ответственности, численность участников преступлений до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, вызывали тревогу и в предыдущие годы, указывая на наличие реальной базы для воспроизводства преступности.

Аналитические данные, представленные УМВД России по Орловской области, показывают, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, увеличилось на 28,5 % (с 274 до 352), удельный вес подростковой преступности составил 5,1 % (АППГ – 3,6 %).

Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась на территории города Орла (за исключением Северного района) – рост составил 54,4%(с 90 до 139), в том числе в Железнодорожном районе – на 121,1% (с 19 до 42), Заводском – на 40,6% (с 32 до 45), Советском – на 77,3% (с 22 до 39). В сельских районах области значительный рост подростковой преступности зарегистрирован в Колпнянском (+300%, с 1 до 4), Болховском районе (+220%, с 5 до 16), Троснянском (+200%, с 2 до 6) и Орловском (+128 %, с 14 до 32).

Число несовершеннолетних, совершивших преступления, увеличилось на 12% (с 275 до 308), их доля в общем числе лиц, совершивших преступления, составила 5,7 % (АППГ – 4,8%). Значительно выше среднеобластного данный показатель во Мценском районе – 10,2%,Сосковском – 9,3%, Болховском – 8,3% и Железнодорожном – 7,1%. Из 308 подростков, совершивших преступления, только 145 обучались в образовательных учреждениях, подавляющее большинство – нигде не работали и не учились.

Многие несовершеннолетние, по не зависящим от них причинам, попадают в категорию безработных – это и отсутствие вакантных рабочих мест, нежелание работодателей принимать несовершеннолетних, низкий уровень оплаты их труда, отсутствие действующей программы трудоустройства несовершеннолетних.

Данный факт свидетельствует о том, что в области не выполняется законодательство, направленное на обеспечение гарантий реализации прав несовершеннолетних на труд и свободный выбор профессии.

Считаем необходимым разработать на законодательном уровне механизм экономической заинтересованности работодателей при заключении договоров на трудоустройство несовершеннолетних.

По возрастным группам: в возрасте 14 – 15 лет преступления совершило 108 подростков (АППГ – 82), 16 – 17 лет – 200 (АППГ – 193). Значительная часть несовершеннолетних преступников (более 2/3) воспитывается в малообеспеченных или неблагополучных семьях. В связи с этим в структуре подростковой преступности преобладают имущественные преступления, которые составляют более 70 % от их общего количества.

Данное обстоятельство позволяет выделить одно из приоритетных направлений в деятельности Уполномоченного по правам ребенка, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел – это профилактика семейного неблагополучия, выявление причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.

Обобщение практики рассмотрения уголовных дел судами в отношении несовершеннолетних показало, что около 30% осужденных в 2012 году на момент совершения преступления состояло на учете в органах и учреждениях, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует отметить, что качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних.

Очень опасна тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности совместно с взрослыми. По данным криминологических исследований более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Это и выгодные корыстные предложения, просьбы, советы или приобщение к совместному употреблению наркотических средств и алкоголя, иногда – угрозы, обман, избиения. Чаще всего взрослые вовлекают в преступную деятельность молодежь в возрасте от 16 до 18 лет, и нередко эти лица ранее уже судимы. Приобщение подростков к наркотикам и алкоголю создает дополнительный мотив для преступления.

В текущем году в области выявлено лишь 3 преступления, предусмотренных ст. 151 УК РФ (АППГ – 3), что на фоне роста преступлений, совершенных подростками в состоянии опьянения, а также подростками из числа состоящих на учете в медицинских учреждениях в связи со злоупотреблением алкоголем, свидетельствует о серьезных просчетах в организации такой работы.

Несмотря на значительное число преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе смешанной группы, органами предварительного расследования возбуждено лишь 13 (АППГ – 27) уголовных дел по преступлениям, предусмотренным ст. 150 УК РФ.

По данным МВД России ежегодно около 100 тысяч подростков, не достигших 14-летнего возраста, совершают в России уголовные преступления, зная, что останутся при этом безнаказанными, так как ещё не достигли возраста уголовной ответственности.

В Орловской области за минувший год сто восемь несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, совершили 99 общественно-опасных деяний (АППГ – 112).Десять подростков указанной категории помещены в ЦВСНП УМВД.

В марте 2012 года шло обсуждение законопроекта о снижении возраста привлечения к уголовной ответственности с 14 до 12 лет для малолетних убийц, насильников и прочих подростков, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. ТогдаСледственный комитет РоссиииМВД России выступили за подобный законопроект, а Уполномоченный при Президенте по правам ребенка Павел Астахов – категорически против него. Свою позицию Павел Астахов объяснил тем, что, по его словам, «современные российские юноши» достигают «психофизиологической зрелости» только к 20 годам. А до тех пор они хотя и в состоянии совершить разнообразные преступления, но ещё не могут «осознавать в полной мере характер и значение совершаемых ими действий и руководить ими», отметил омбудсмен.

Уполномоченный по правам ребенка в Орловской области считает, что снижение возраста уголовного наказания не решает проблему детской преступности – необходимо предусмотреть комплекс эффективных мер и санкций.

По данным УМВД России по Орловской области на 1.01. 2013 года на профилактическом учете в районных подразделениях по делам несовершеннолетнихсостоит 864 несовершеннолетних правонарушителя (АППГ – 920), из них более половины – в возрасте 16 – 17 лет. Совершили административные правонарушения 373 подростка, 215 – общественно-опасные деяния, 13осуждены условно. За 12 месяцев 2012 года на учет поставлено 655 подростков (АППГ – 694).

Преступность несовершеннолетних обусловлена обоюдным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.Чаще всего преступления совершают так называемые «трудные» подростки. Это педагогически запущенные дети с низким уровнем познавательных интересов, имеющие асоциальную направленность поведения. Как правило, на формирование жизненных идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, а в особенности – старшие по возрасту, обладающие авторитетом (или псевдоавторитетом) и имеющие опыт антиобщественного поведения. У большинства из них в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность.

Следует отметить, что приведенные показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень подростковой преступности. Для учета реальной картины показатели официальной статистики нужно увеличить, как минимум, в три-
четыре раза!

Проведенный анализ проблемы позволяет нам сделать вывод, что основными причинами нестабильной криминогенной ситуации в подростковой среде являются: социально-экономические трудности, сложившиеся в обществе, неблагополучие в семьях, падение моральных устоев, отсутствие законопослушания, безработица, низкий уровень культуры несовершеннолетних, бездуховность.

Резкое социально-экономическое расслоение населения особенно болезненно воспринимается детьми и подростками. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и привлекательными жизненными стандартами, невозможность достижения последних правомерными способами обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних даже из относительно благополучных в социальном смысле семей в криминальную деятельность или вызвали высокую степень психологической готовности к этой деятельности. Возникают конфликты на почве социально-экономических контрастов, разрешаемые криминальным путем.

Кроме того, в области не в полной мере осуществлялось финансирование программ профилактики преступности, в том числе несовершеннолетних, не было нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов.

Отдельного обсуждения заслуживает работа правоохранительных органов в вопросах профилактики преступности несовершеннолетних. Проведенная МВД России реформа привела к резкому сокращению числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, что негативно сказалось на проведении ранней профилактической работы с подростками и неблагополучными семьями, обеспечении безопасности несовершеннолетних,в частности, в период пребывания детей и подростков на улицах, в других общественных местах.

Данное обстоятельство стало предметом обсуждения в октябре минувшего года на заседанииVIсъезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в Казани и состоявшемся 25 октября 2012 года совещании Уполномоченного при Президенте по правам ребенка в Российской Федерации П. А. Астахова с Министром внутренних дел России В. А. Колокольцевым, по результатам которого глава МВДРоссии и федеральный омбудсмен подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере детской безопасности. Документ предполагает активное сотрудничество сторон в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних граждан России. Министр отметил, что подписанное соглашение позволит поднять профилактику детской безопасности, защиту прав и законных интересов ребенка на качественно новый уровень и призвал объединить усилия полиции, общества и государства в решении вопросов защиты прав и интересов детей.

Мы считаем, что благодаря подписанному Соглашению российская полиция и институт Уполномоченного по правам ребенка смогут лучше скоординировать свою работу, направив совместные усилия на предотвращение преступлений в отношении детей и подростков. В центре внимания будут профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита детей в условиях чрезвычайных ситуаций, при угрозе массовых нарушений их прав, взаимодействие на уровне регионов, обмен информацией и опытом.

Уполномоченный по правам ребенка отмечает, что в решении проблем борьбы с преступностью, семейным неблагополучием совершенно не участвуют предпринимательские структуры. Да и вообще не существует даже принципов их стимулирования к занятию этой деятельностью. В этой части необходимы конкретные меры соответствующего правового регулирования, как на федеральном, так и на областном уровне, активная деятельность органов местного самоуправления.

Одним из факторов, влияющих на уровень детской преступности,  является нежелание населения области принимать участие в решении данной проблемы, отсутствие активной жизненной позиции и равнодушие к беде детей.

Несмотря на то, что Законом Орловской области от 09.06.2001 № 208-ОЗ «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Орловской области»  определена правовая основа создания и деятельности добровольных народных дружин, на территории ряда муниципальных образований добровольные формирования населения по охране общественного порядка не действуют либо их деятельность не оказывает значимого эффекта на состояние подростковой преступности.

Учитывая важность данного вопроса, в июле 2012 года прокуратурой области направлено указание всем межрайонным и районным прокурорам о необходимости проведения проверок полноты и эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления, другими заинтересованными органами и учреждениями, по реализации предоставленных законодательством форм предупреждения и пресечения преступных проявлений среди несовершеннолетних.

Рекомендовано, в рамках исполнения указания прокуратуры области от 09.06.2012 №72/2 «Об организации работы прокуратуры Орловской области по противодействию преступности», в каждом случае нарушения законности принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, добиться принятия органами местного самоуправления, учреждениями, в том числе образовательными, предприятиями и организациями конкретных мер, способствующих активизации участия населения, в том числе молодежи, в охране общественного порядка.

Еще одной причиной, пожалуй, самой важной, появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является
семейное неблагополучие.
Общеизвестно, что семья воспитывает детей всем образом своей жизни, той духовно-нравственной атмосферой, которая господствует в ней.Отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие отрицательные качества. Довольно часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением.

За последние годы устои семьи ослабли, сохраняется высокий уровень бытового пьянства. Снизилась ответственность родителей за воспитание и образование детей. Анализ соответствующей административной и уголовной практики свидетельствует о значительном распространении в семье психологического и физического насилия, применении недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства ребенка.

Атмосфера семейного насилия порождает ответную реакцию подростков – равнодушие, грубость, жестокость. В сознании детей происходит искажение нравственных позиций. Они обучаются насильственной модели поведения, воспринимая ее как единственно верный выход из конфликтных ситуаций. Оказываясь в трудной жизненной ситуации, чувствуя себя никому не нужными, многие несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы. И зачастую их решение находят в криминальной среде, где они приобщаются к алкоголю и наркотикам, совершают уголовно наказуемые деяния. Поэтому в решении вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений на первом месте остается работа с семьей.

В течение 2012 года органами внутренних дел профилактическая работа проводилась с 769 неблагополучными родителями, не исполняющими обязанности по содержанию и воспитанию детей (АППГ – 720). В течение 12 месяцев 2012 года сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних  поставлено на учет 316 неблагополучных родителей (АППГ – 324), подготовлено и направлено в суд 84 материала на лишение родительских прав, по решению суда 65 родителей лишены родительских прав.

Сотрудниками ПДН территориальных ОВД привлечено 12 родителей к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ (АППГ – 32).

Из семей социального риска сотрудниками ПДН в органы внутренних дел доставлено 1307 (АППГ – 1723) несовершеннолетних, в том числе 266 – находящихся в обстановке, не отвечающей требо