Круглый стол по развитию детского позитивного контента

24 сентября 2021 г.
Круглый стол по развитию детского позитивного контента

По инициативе Уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка Анны Кузнецовой состоялся круглый стол, посвящённый вопросам создания и развития детского позитивного контента. Его участниками стали члены Экспертного совета по развитию позитивного детского контента при Уполномоченном, созданного в 2019 году, а также эксперты и производители информационного продукта для несовершеннолетних.

Круглый стол по развитию детского позитивного контента

Круглый стол «Проблемы создания и продвижения детского позитивного контента. Пути решения» организован с целью выработки предложений для включения в программу по созданию и продвижению позитивного контента для детей в рамках исполнения соответствующего поручения Президента России. Дискуссия прошла в онлайн режиме, среди её участников – представители творческих профессий, музыкальной, игровой и киноиндустрии, благотворительных и общественных организаций, ведущие эксперты и создатели информационной продукции для детей и подростков.

Модератором круглого стола выступила советник аппарата Уполномоченного по правам ребёнка Ирина Разина. Она отметила, что, по данным исследования Лаборатории Касперского, из-за отсутствия качественного детского контента порядка 40 % подростков вынуждены использовать информационный продукт, который им не подходит по возрасту. Кроме того, по её словам, за выработку государственной политики в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций, печати, издательской деятельности, обработки персональных данных отвечает Минцифры России, а в области культуры и кинематографии – Минкультуры России, вопросы воспитания находятся в ведении Минпросвещения России. Вместе с тем функции государственного надзора в сфере реализации законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, возложены на Роскомнадзор, Рособрнадзор и Роспотребнадзор. Также в решении задач по отдельным видам запрещенной информации принимают участие Генпрокуратура, МВД, ФНС, ФССП, ФАС России, Росмолодежь, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор. Также отсутствует понятийный аппарат, нет нормативного определения позитивного контента. Всё это свидетельствует о необходимости определения единого федерального органа исполнительной власти, координирующего вопросы создания и развития детского позитивного контента.

В ходе дискуссии участники также обратили внимание на отсутствие подросткового контента в информационном пространстве. В этой связи генеральный директор ООО «Национальное агентство развития семейного контента» Алексей Покровский отметил, что дети в возрасте 8-9 лет вынуждены потреблять контент 12+. По его мнению, Минкультуры России следует рассмотреть возможность пропаганды и продвижения подросткового контента на государственном уровне. Генеральный директор ООО «Диджитал Революшн», актёр Николай Цонку считает, что для детей необходимо создавать бесплатные современные медийные тематические площадки, на которых детям будет интересно общаться между собой. Генеральный продюсер телекомпании «Формат-ТВ» Оксана Барковская заявила, что всем производителям детского контента следует уйти от конкуренции и действовать сообща. Кроме того, она отметила необходимость государственной поддержки этой сферы деятельности. Кинорежиссёр Вадим Арапов подчеркнул, что при разработке понятийного аппарата в сфере детского позитивного контента необходимо учитывать его конструктивное влияние на воспитание и развитие.

Александр Комаров, президент Благотворительного фонда «Дети-Детям», обратил внимание участников дискуссии на основную проблему всех разработчиков и создателей позитивного детского контента, на его продвижение – создатели детских фильмов, познавательных или развлекательных подростковых проектов сталкиваются в первую очередь с проблемой реализации своих проектов. По его мнению, должен быть создан соответствующий регламент, чтобы эти проекты не «остались на полке». Его поддержала Наталья Карпович, руководитель РОО «Объединение многодетных семей Москвы», которая считает, что для решения данной проблемы необходимо законодательное регулирование и политическое решение по отношению к социальной ответственности медийного бизнеса. Любовь Тарайкевич, автор и разработчик настольной игры «В поисках потерянных свитков», проанализировала потребности зарубежной русскоязычной аудитории. По её словам, порядка 25-30 млн россиян проживают за пределами России, а русскоязычных в целом – более 100 млн.

Композитор и продюсер Андрей Феофанов подчеркнул, что большинство информационных ресурсов, к сожалению, не проявляют интереса к теме семьи, материнства и детства, она не входит в круг их коммерческих интересов. По его словам, порядка 28 млрд рублей, выделенных на создание позитивного контента, «ложатся на полку», уникальные фильмы и проекты в прокат не идут, в то время как «наши дети подвержены информационному террору». Кроме того, он отметил важность просветительской и воспитательной работы не только с детской аудиторией, но и с родителями.

Экспертный совет по развитию позитивного детского контента при Уполномоченном по правам ребёнка неоднократно высказывал позицию о необходимости разработки и принятия государственной программы по регулированию производства и распространения информационной продукции для детей, а также проведения серьёзных научных исследований по данному направлению. Эта тема также обсуждалась и на встрече Анны Кузнецовой с Президентом России, по её итогам глава государства дал поручение Минпросвещения. Работа в данном направлении продолжается, предложения по итогам круглого стола будут учтены при подготовке инициатив Уполномоченного в сфере развития позитивного контента для детей всех возрастных категорий и совершенствования государственной политики в данной области.

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.