Продолжается проверка детских учреждений интернатного типа

6 апреля 2012 г.
Продолжается проверка детских учреждений интернатного типа

Продолжается проверка детских учреждений интернатного типа специалистами аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области 4 апреля 2012 года главный специалист аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Орловской области Ярован Н. И. совместно с ведущим специалистом отдела стационарных учреждений Управления социальной защиты населения Козловской Н. С. посетила бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области «Глазуновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». В штате учреждения 82 сотрудника, 1 социальный педагог, психолог на полставки. Плановая численность интерната 80 человек, в настоящее время - 48. В учреждении функционируют 5 групп детей в возрасте от 4 до 18 лет. Все воспитанники являются инвалидами. На каждого ребенка разработаны индивидуальные карты развития. Оформлены методические уголки и уголки здоровья в каждой группе. В работе с детьми применяются рисуночная психотерапия «графическое отреагирование», рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование. В ходе посещения представитель Уполномоченного ознакомилась с условиями проживания детей в интернатом учреждении, соблюдением их прав и законных интересов. Областное государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Глазуновский детский дом - интернат для умственно отсталых детей» лицензировано только на осуществление медицинской деятельности, лицензии на образование не имеет. Однако в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства. Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288. В соответствии с Уставом Учреждения, утвержденным приказом Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 2.11.2011 №893, обучение и воспитание в Учреждении осуществляется согласно научным разработкам негосударственного образовательного учреждения Аналитический научно- методический центр «Развитие и коррекция» в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида и направлено на привитие воспитанникам навыков самообслуживания, трудовых навыков, обучения элементарной грамоте, счету, развития у детей простейших представлений и понятий. В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 8.08. 2002 года № 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом - интернат для умственно - отсталых детей» в отделении психолого - педагогической помощи предусмотрена должность учителя по каждому предмету, социального педагога, педагога дополнительного образования, логопеда. Штатным расписанием Учреждения вышеуказанные должности не предусмотрены, что позволяет сделать вывод о том, что в Учреждении осуществляется только воспитательный процесс, который выполняют штатные воспитатели. В связи с не укомплектованностью штата учебно - воспитательный процесс в Учреждении осуществляется силами специалистов, не имеющих специальные навыки и образование. Учебно - воспитательный процесс в Учреждении осуществляется в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка, годовым планом работы и расписанием занятий. При составлении расписания занятий учитывается возраст, состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в доме-интернате. В соответствии с этим дети определены в различные группы: «Ромашка», «Буратино», «Колобок», «Солнышко», «Капелька». Основной задачей учебно - воспитательной работы является привитие санитарно - гигиенических навыков, обучению полному или частичному обслуживанию, формированию элементарных представлений о ближайшем окружении, привитие трудовых навыков и других социально - значимых умений. В работе воспитателей используются различные методики и программы, такие как: - методика формирования основных форм учебного поведения и освоения инвалидами форм общения в досуговой деятельности; - методика развития коммуникативных навыков и умений у детей школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости; - методика по формированию основных социальных навыков и умений у подростка – инвалида в группах с воспитателем; - методика формирования половозрастных ролей у подростков - инвалидов. - программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. Помимо занятий большое внимание уделяется досуговой деятельности: проводятся утренники, спортивные мероприятия, экскурсии. Неоднократно совершались поездки в театр, цирк, зоопарк. Фотографии с каждого праздника оформлены в фотоальбомы. В ходе проверки личных дел воспитанников выявлен факт необоснованного помещения в учреждение несовершеннолетней М., являющейся инвалидом в связи с психическим заболеванием. В соответствии с п. 5. 4 Устава ОГУ «Глазуновский детский дом - интернат» противопоказаниями для помещения детей- инвалидов являются любые психические заболевания, при которых возможно обучение ребенка в общеобразовательной школе или специализированных учреждениях просвещения, что регламентировано п. 3.2 Постановления Минтруда РФ от 8.08. 2002 года № 54 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом - интернат для умственно - отсталых детей». По данному факту аппаратом Уполномоченного проводится дополнительная проверка. В ходе проверки пищеблока и медицинского блока грубых нарушений санитарных правил, предусмотренных Санитарными правилами СП 2.4.990-00 Минздрав России «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не выявлено. Однако в изоляторе медицинского блока на окнах были мухи, в ряде оконных рам стекла с трещинами. При осмотре детских вещей выявлены разорванные по шву колготки. Кроме того, было рекомендовано, в соответствии с Руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", укрепить ограждение по периметру, которое не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.