Совещание у Губернатора области.

26 ноября 2012 г.
Совещание у Губернатора области.

26 ноября на оперативном Совещании у Губернатора области было рассмотрено состояние межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики правонарушений и преступности в отношении детей и подростков. С информацией по данной проблеме выступили уполномоченный по правам ребенка в области В.В.Поляков и руководитель СУ СК РФ по Орловской области С.Т.Сазин. На совещании было отмечено, что охрана семьи, материнства, отцовства и детства объявлены безусловным приоритетом современной государственной политики России. Реализация этого важнейшего направления социальной политики приобрело особое значение на Орловщине. В ней участвуют все ветви государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные органы, представители гражданского общества. Их совместная деятельность в целом дает позитивный результат. Сложилась определенная система их взаимодействия. Регулярно подводятся итоги работы на межведомственных совещаниях при Губернаторе области, в возглавляемых им антитеррористической и антинаркотической комиссиях, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заседаниях и оперативных совещаниях в Правительстве области и на местах. Аналогичные мероприятия проводятся в силовых ведомствах. Стало правилом обсуждение хода расследований отдельных преступлений на уровне их руководителей, создание межведомственных групп, взаимный обмен информацией, совместные приемы граждан, организация мероприятий для детей и родителей и т.д. Осуществляется достаточно эффективная связь с гражданским обществом, средствами массовой информации, оперативно освещающими работу в этом направлении. Практически при каждой структуре созданы Общественные Советы, где вместе с их сотрудниками вполне плодотворно работают представители общественных и ветеранских формирований, Орловско-Ливенской епархии Русской Православной Церкви. Подписаны соглашения о совместной работе с различными организациями, с целью объединения усилий по защите детей, обеспечению их прав. При всех ведомствах функционируют телефоны «горячей линии», куда граждане, в том числе и подростки, могут сообщить о любых противоправных действиях, получить нужные поддержку или совет. В круглосуточном режиме действует общероссийский телефон доверия. Как результат – в области наметилась устойчивая тенденция к сокращению подростковой преступности, предупреждению социального сиротства. Вместе с тем, фактов нарушения прав детей, преступлений и жестокости в отношении подростков, в области меньше не становиться. Большинство из них совершается тогда, когда ребенок или подросток остается без наблюдения взрослых, родителей, опекунов, или полного его отсутствия в «трудных» семьях. Главное в этой работе – все субъекты профилактики чувствуют локоть друг – друга, работают совместно, понимая важность задач, или решаемых. Особо тревожит то, что возрастет число преступлений, которые ранее или не фиксировались вовсе, или были единичными. Это, прежде всего, жестокость и насилие со стороны родителей и близких подростков, педофилия, ранние половые связи, много проблем с интернетом. На фоне увеличения общего количества совершенных преступлений в отношении детей (10 мес. 2012г. – 600) растет количество преступлений в отношении малолетних, рост преступлений, сопряжённых с насильственными действиями (за 10 мес. 2012 – 224), не снижается рост преступлений против половой неприкосновенности в отношении малолетних (10 месяцев текущего года – 11). Поэтому усилия органов государственной власти местного самоуправления, правоохранительных органов должны быть направлены в большей мере на профилактику семейного неблагополучия и оказания поддержки семьям, находящимся в социально опасном положении. А это получается не всегда, что является самым серьезным изъяном в межведомственном взаимодействии. В стороне пока от решения задач по предупреждению преступлений находятся предпринимательские структуры – важная составляющая институтов гражданского общества. Да и в целом по стране не создано системы стимулирования их участия в деятельности по укреплению правопорядка. Эффективной эта деятельность будет тогда, когда в отношении каждой такой семьи, каждого «трудного» ребенка будет разработан индивидуальный план мер, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию детско-родительских отношений. Эти планы должны стать основой паспорта, внесенного в единый электронный банк данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Это позволило бы в постоянном режиме отслеживать весь цикл работы с семьей или подростком всех субъектов профилактики, её результативность, вносить при необходимости коррективы в программу их реабилитации, давать оценку деятельности каждого должностного лица, работающего с ними. Ещё не удается добиться и детального анализа причин, породивших каждое преступление, их обстоятельства, не дается должной оценки деятельности должностных лиц, в чьих полномочиях контроль за подростками, их родителями или опекунами. Как результат, порой совершаются тяжелейшие преступления в отношении малолетних лицами, в т.ч. и родителями, родственниками, которые находились или должны были находиться под контролем полиции, органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, других структур. Необходимо до конца года провести координационное совещание с участием руководителей органов государственной власти, правоохранительных органов, местного самоуправления, общественных объединений на котором обсудить меры по созданию необходимых условий для детей и подростков, сориентировать всех субъектов профилактики, общественности на поиск причин, порождающих жестокость по отношению к детям, определение мер по их предупреждению и пресечению, пропаганду имеющегося опыта решения данных проблем на местах. Одним из важных путей совместной межведомственной работы является обеспечение безопасности несовершеннолетних, находящихся в специализированных учреждениях, детских садах, школах и больницах. Департаментам здравоохранения и социального развития, образования, молодежной политики и спорта осуществляют работу по завершению программы укрепления и обеспечения безопасности учреждений, оснащению системами ГЛОНАСС школьных автобусов, внедрению автоматизированных систем учета перемещения детей, индивидуальных маячков и т.д. , пресечение доступа в детскую среду лиц, которым запрещено заниматься соответствующими видами деятельности, связанных с контактами с несовершеннолетними. Эта работа по проверке каждого работающего и поступающего на работу с детьми профильными Департаментами и УМВД ведется достаточно интенсивно. Еще одним предметом совместных мер субъектов профилактики является Интернет – один из серьезных факторов негативного воздействия на детей. К примеру, 90% преступлений по фактам изготовления, распространения детской порнографии в стране совершаются во всемирной паутине, здесь - широкое поле для поиска своих жертв педофилами. Эту работу с участием представителей всех структур необходимо продолжать проводя: тематические «круглые столы», специальные уроки в образовательных учреждениях, родительские собрания, издание различных буклетов и другой учебной литературы для детей и родителей, введение специального курса в программу обучающихся основам информатики и т.д. Весомым аргументом по предотвращению преступлений в отношении детей является неотвратимость и строгость наказания за их совершение, особенно связанных с половой неприкосновенностью. Весьма позитивную роль в этом сыграло введение в феврале 2012 года уголовно-правового запрета на применение условного осуждения за преступления против половой неприкосновенности малолетних и недавно подписанного Президентом страны запрета об условно-досрочном освобождении лиц их совершивших. Эта практика применяется и судами области. Каждый потенциальный насильник должен знать – наказание неизбежно и пощады не будет. Может быть это кого-либо отрезвит. Серьезной проблемой остается обеспечение следствия квалифицированными специалистами, знающими психологию подростка, методы работы с ним, имеющими полномочия оперативно принимать решения, в случае необходимости, об изъятии ребенка непосредственно с места преступления или иных мест, где есть угроза его жизни и здоровью. Есть основания полагать, что подписанные соглашения между СУ и профильными Департаментами позволит снять этот вопрос. Помимо совершения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних и у нас в области участились случаи, когда в результате халатного отношения к своим обязанностям врачей, педагогов, других ответственных за детей лиц гибнут или остаются инвалидами дети. Все субъекты профилактики в области тут солидарны, расценивая подобные факты не только как не должное исполнение своего профессионального долга, но и как жестокость и цинизм по отношению к беззащитным детям. По-прежнему вопрос подготовки специалистов, имеющих право оперативно осуществлять экспертизу по фактам совершенных преступлений, что значительно сократит время их расследования. В настоящее время таких специалистов, особенно медиков, в области единицы. Указом Губернатора области А.П.Козлова от 8 октября 2012 года №406 утверждена региональная стратегия действий в интересах детей в Орловской области на 2012-2017 годы. В ней определены и меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия. Этот документ – план совместных действий всех структур и ведомств по защите интересов детей. Губернатором утвержден рабочий орган, который будет отслеживать ход реализации положений документа, эффективность участия в ней субъектов профилактики, она должна стать новым фактором для укрепления совместных усилий в борьбе с преступностью в отношении детей. Губернатор области в целом одобрил подходы к вышеназванной работе. Дал поручения соответствующим структурам.