Заседание Общественного Совета при следственном управлении

1 октября 2014 г.

30 сентября Уполномоченный по правам ребенка в области В.В.Поляков принял участие в заседании Общественного Совета при следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области.

Совет рассмотрел состояние работы по профилактике преступлений, связанных с посягательствами на установленный порядок комплектования Вооруженных сил Российской Федерации и прохождения альтернативной службы, вопросы обеспечения качественного расследования и профилактики данного вида преступлений во взаимодействии с органами государственной власти, институтами гражданского общества и средствами массовой информации.

С информацией по обсуждаемым вопросам выступили: заместитель руководителя отдела процессуального контроля следственного управления Семин А.Г., помощник начальника юридического отдела военного комиссариата Орловской области Шевляков В.И, начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Жуков А.С.

В заседании участвовали: члены Общественного Совета, руководители отделов и сотрудники аппарата следственного управления, представители военного комиссариата Орловской области, представители УМВД России по Орловской области, СМИ.

Было отмечено, что аппаратом следственного управления постоянно анализируется практика рассмотрения следственными подразделениями сообщении и расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст.328 УК РФ).

За 8 месяцев 2014 года в следственные подразделения управления поступило 8 сообщений о преступлениях данной категории (7 из них поступили из территориальных подразделений военных комиссариатов Орловской области, 1 - из военного следственного отдела Следственного комитета РФ по Брянскому гарнизону).

По результатам рассмотрения сообщений возбуждено 4 уголовных дела по ч.1 ст.328 УК РФ, по 4- в возбуждении уголовного дела отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в действиях лиц состава преступления.

Все возбужденные в 2014 году уголовные дела рассматриваемой категории по результатам расследования направлены в суд для рассмотрения по существу. По всем делам вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу. Оправдательные приговоры судами не постановлялись.

Решения о прекращении уголовных дел, либо о приостановлении следствия не принимались. 

Следователями в ходе расследования уголовных дел данной категории в полной мере использовались полномочия, предусмотренные ст.ст. 73, 158 УПК РФ, по внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению анализируемых преступлений (такие представления внесены по всем оконченным производством уголовным делам). Представления рассмотрены в установленный законом срок, уполномоченными лицами (главами муниципальных образований, выполняющих функции руководителей призывных комиссий) приняты меры к усилению профилактической работы на указанном направлении деятельности.

В ходе обсуждения было отмечено, что основной проблемой применения законодательства Российской Федерации, связанного с призывом на военную службу и прохождением альтернативной гражданской службы, является нечеткое определение законодателем признаков объективной стороны преступления, предусмотренного частями 1 и 2 ст. 328 УК РФ.

Так, уклонением от призыва на военную службу и прохождение альтернативной гражданской службы, считается неявка гражданина без уважительной причины по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом, к которым ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» относит и неявку на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы.

Однако закон предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности лишь за более узкий круг действий, связанных с уклонением от призывных мероприятий, в связи с чем действующая редакция ст.328 УК РФ требует доработки и более детального определения признаков данного преступления.

Участники заседания сочли необходимым ужесточение санкций ст. 328 УК РФ, поскольку действующая редакция ст. 328 УК РФ в определенной степени способствует уклонению от военной службы лиц призывного возраста ввиду очевидной мягкости наказания. Так, максимальный размер наказания по ч. 1 ст. 328 УК РФ - лишение свободы на срок до 2-х лет; по ч. 2 ст. 328 УК РФ - арест на срок от 3-х до 6 месяцев. Сложившаяся судебная практика гарантирует применение наказания в виде штрафа либо назначения условной меры уголовного наказания, причем, в течение испытательного срока осужденный призыву на военную службу не подлежит.

В то же время следственная и судебная практика свидетельствует о том, что мотивом совершения указанных преступлений, как правило, является нежелание лиц, подлежащих призыву, проходить военную или альтернативную гражданскую службу. В основном это связано со сложившемся ранее стереотипом «негативных последствий службы в армии и так называемой «дедовщиной», что в свою очередь влечет недопонимание призывниками престижа и привлекательности военной службы по призыву.

Было отмечено, что Президентом Российской Федерации еще в 2012 году Правительству Российской Федерации была поставлена задача обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на реализацию мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву, предусмотрев при этом:

- предоставление гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительных льгот при поступлении в высшие учебные заведения, а также возможности осуществления ими за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовки для сдачи вступительных экзаменов;

- предоставление грантов выпускникам высших учебных заведений, прошедшим военную службу по призыву, на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах;

- предоставление преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую службу, а также при включении их в резерв управленческих кадров.

Кроме того, установлено, что гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом РФ и Правительством РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.

Вместе с тем участники обсуждения отметили, что на практике положения действующего законодательства реализуются не в полной мере, что явно не способствует повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву. В то же время активное применение данного инструмента является значимым и эффективным способом профилактики совершения преступлений, связанных с уклонением от прохождения военной службы.

С учетом вышеизложенного, в целях обеспечения профилактики данного вида преступлений Совет счел целесообразным повысить эффективность применения положений действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву, при поступлении на государственную гражданскую и муниципальную службу, а также при зачислении в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и на обучение по образовательным программам высшего образования. При этом отмечено необходимость уделения большего внимания вопросам информирования населения области посредством средств массовой информации о престиже и привлекательности военной службы по призыву, а также предоставления преференций гражданам, прошедшим военную службу по призыву.

По обсуждаемому вопросу принята соответствующая резолюция.