Кризисы в жизни ребёнка. Умение их предотвратить, справиться с их последствиями – важный фактор профилактики детских суицидов.

10 июля 2014 г.

Психическое и физическое развитие ребёнка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Ребёнок постоянно развива­ется, а всякому процессу развития, помимо медленных, постепенных перемен, свойственны скачкообразные переходы — кризисы.

Кризисы, переживаемые человеком в период детства:

  • кризис новорождённости;
  • кризис первого года жизни;
  • 3 лет — переход от младенчества к дошкольному возрасту;
  • 7  лет — переход от дошкольного к школьному возрасту;
  • 13 лет — переход к подростковому возрасту.

Кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт характера (упрямство, конфликтность, негативизм). Острота проявления кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых.

Взрослые (родители, опекуны) должны знать отличительные черты кризисного состояния ребенка или подростка, уметь предотвратить возможные пагубные их последствия, которые могут привести к серьезным срывам, а в отдельных случаях к попыткам суицида. Внимание взрослых – важный фактор сохранения атмосферы доброжелательности, взаимопонимания в семье, психического и физического здоровья детей, их жизни.

Два самых ярких и острых кризиса детского возраста — кризис 3 и кризис 7 лет.

Как распознать кризис 3 лет.

УПРЯМСТВО. Эта черта пронизывает практически всё поведение  ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своём.

ИСТЕРИКИ. Ребёнок устраивает истерики (чаще в людных местах).

СТРОПТИВОСТЬ. Ребёнок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит. Особенно это проявляется в семьях, где есть противоречия в воспитании: мама требует одно, папа— другое, бабушка вообще всё разрешает.

СВОЕВОЛИЕ. Ребёнок ставит перед собой цели и идёт к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребёнок настаивает, используя все методы и воздействия на родителей.

ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Если такое поведение остаётся незамеченным, то для малыша это может стать подкреплением его действий.

ДЕСПОТИЗМ. Ребёнок заставляет родителей делать всё, что хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность.

Как распознать кризис 7 лет.

Утрата детской непосредственности.

Манерность, капризность. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада. Ребенок строит из себя шута.

Возникает   осмысленная   ориентировка собственных переживаниях.

Возникают самооценка и самолюбие.

Феномен «горькой конфеты»: ребёнок добивается своего, но не испытывает от этого удовольствия,  потому что добился  этого социально неодобряемым путём.

Возникают трудности воспитания. Ребёнок начинает замыкаться и становится неуправ­ляемым.

Наблюдается   повышенная   утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, агрес­сивность   или   излишняя   застенчивость, повышенная тревожность, плаксивость.

Возможны   неблагоприятные   последствия: нежелание учиться, низкая успеваемость, про­блемы в общении со сверстниками, высокая тревожность, неадекватная самооценка.

Советы родителям, чьи дети переживают кризис:

  • Главный совет - будьте внимательны к ребёнку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
  • Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
  • Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье.
  • Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела ещё к негативным последствиям.
  • Заранее проверьте у ребёнка уровень школьной зрелости.
  • Создайте условия для развития интеллекта и речи: используйте развивающие игры и упражнения, чтение познавательных книг, сказок, стихов, проводите беседы.
  • Поощряйте общение со сверстниками.
  • Учите ребенка управлять эмоциями, в том числе на примере своего поведе­ния.
  • Следите за состоянием здоровья ребенка. Больные, ослабленные дети хуже воспринимают новую информа­цию, не идут на контакт с окружающи­ми, быстро устают.