Кризисы в жизни ребёнка. Умение их предотвратить, справиться с их последствиями – важный фактор профилактики детских суицидов.
Психическое и физическое развитие ребёнка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Ребёнок постоянно развивается, а всякому процессу развития, помимо медленных, постепенных перемен, свойственны скачкообразные переходы — кризисы.
Кризисы, переживаемые человеком в период детства:
- кризис новорождённости;
- кризис первого года жизни;
- 3 лет — переход от младенчества к дошкольному возрасту;
- 7 лет — переход от дошкольного к школьному возрасту;
- 13 лет — переход к подростковому возрасту.
Кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт характера (упрямство, конфликтность, негативизм). Острота проявления кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых.
Взрослые (родители, опекуны) должны знать отличительные черты кризисного состояния ребенка или подростка, уметь предотвратить возможные пагубные их последствия, которые могут привести к серьезным срывам, а в отдельных случаях к попыткам суицида. Внимание взрослых – важный фактор сохранения атмосферы доброжелательности, взаимопонимания в семье, психического и физического здоровья детей, их жизни.
Два самых ярких и острых кризиса детского возраста — кризис 3 и кризис 7 лет.
Как распознать кризис 3 лет.
УПРЯМСТВО. Эта черта пронизывает практически всё поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своём.
ИСТЕРИКИ. Ребёнок устраивает истерики (чаще в людных местах).
СТРОПТИВОСТЬ. Ребёнок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит. Особенно это проявляется в семьях, где есть противоречия в воспитании: мама требует одно, папа— другое, бабушка вообще всё разрешает.
СВОЕВОЛИЕ. Ребёнок ставит перед собой цели и идёт к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребёнок настаивает, используя все методы и воздействия на родителей.
ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Если такое поведение остаётся незамеченным, то для малыша это может стать подкреплением его действий.
ДЕСПОТИЗМ. Ребёнок заставляет родителей делать всё, что хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность.
Как распознать кризис 7 лет.
Утрата детской непосредственности.
Манерность, капризность. В поведении появляется что-то нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада. Ребенок строит из себя шута.
Возникает осмысленная ориентировка собственных переживаниях.
Возникают самооценка и самолюбие.
Феномен «горькой конфеты»: ребёнок добивается своего, но не испытывает от этого удовольствия, потому что добился этого социально неодобряемым путём.
Возникают трудности воспитания. Ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, агрессивность или излишняя застенчивость, повышенная тревожность, плаксивость.
Возможны неблагоприятные последствия: нежелание учиться, низкая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, высокая тревожность, неадекватная самооценка.
Советы родителям, чьи дети переживают кризис:
- Главный совет - будьте внимательны к ребёнку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
- Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.
- Залог успеха - доброжелательные и открытые отношения в семье.
- Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела ещё к негативным последствиям.
- Заранее проверьте у ребёнка уровень школьной зрелости.
- Создайте условия для развития интеллекта и речи: используйте развивающие игры и упражнения, чтение познавательных книг, сказок, стихов, проводите беседы.
- Поощряйте общение со сверстниками.
- Учите ребенка управлять эмоциями, в том числе на примере своего поведения.
- Следите за состоянием здоровья ребенка. Больные, ослабленные дети хуже воспринимают новую информацию, не идут на контакт с окружающими, быстро устают.